Цикл развития паразитических червей таблица

Содержание

Читайте также:  Лекарство пиперазин инструкция по применению

Созданное в 1990 г. как биолого-химическая гимназия, наше учебное заведение стало работать над решением проблем, которые позволили бы по-новому осмыслить задачи обучения, воспитания и развития учащихся средних школ. Такими проблемами стали: обучение без домашнего задания, экологизация учебных программ, интеграция курсов и дисциплин, разработка систем консультаций и зачетов. Комплексное использование разработанных приемов, средств и способов обучения можно проиллюстрировать на примере раздела «Черви», изучаемого учащимися 7-х классов по зоологии.

Организация работы с понятийным аппаратом на уроках зоологии при изучении нового материала, его закреплении и проверке может быть продемонстрирована на примере урока «Приспособления свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания», который проводился в течение двух часов, так как в нашем учебном заведении предусмотрены спаренные занятия. Но на это занятие можно отвести и один час – с заданием на дом.

Урок 1. «Приспособления свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания» (1-2 ч)

Цель занятия: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности свободноживущего плоского червя – белой планарии и циклы индивидуального развития печеночного сосальщика и бычьего цепня в связи с их паразитическим образом жизни.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Ресничный червь», «Сосальщик», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, таблицы «Плоские черви. Белая планария», «Плоские черви. Печеночный сосальщик», «Плоские черви. Бычий цепень», лото «Циклы развития паразитических червей», модели тела планарии и кожно-мускульного мешка червей.

В ходе занятия на примере белой планарии рассматриваются приспособления этого червя к среде обитания в связи c активным образом жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового материала наблюдают фиксированный препарат ресничного червя под микроскопом и заполняют в тетрадях таблицу.

Таблица. Характеристика червей

Признаки

Представитель типа Плоские черви

Аскарида человеческая

Белая планария

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Аскарида человеческая

5. Органы передвижения

6. Органы прикрепления

9. Кожно-мускульный мешок

10. Пищеварительная система

11. Выделительная система

15. Систематическое положение

* Этот столбец заполняется на следующем занятии

Работа с таблицей способствует запоминанию терминов и правильному их написанию.

Начиная объяснение нового материала, преподаватель укрепляет на классной доске изготовленную из картона модель тела планарии, сообщает название червя и предлагает пояснить, почему его так назвали. Учащиеся связывают происхождение названия с формой тела животного.

В ходе беседы о внешнем строении планарии учитель отмечает двустороннюю симметрию тела, сгибая модель посередине и наблюдая полное соответствие левой половины тела правой. Демонстрируя такую модель, очень удобно показать, что у животных с двусторонней симметрией различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока – в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией. Таким образом, учитель подготавливает учащихся к более четкому восприятию типа симметрии, связанного с активным образом жизни не только плоских червей, но и большинства других животных.

Планария: А – поперечный разрез; Б – системы органов

При рассмотрении органов передвижения следует отметить наличие ресничек и в связи с этим установить принадлежность планарии к классу Ресничные черви.

На следующем этапе урока учитель объясняет строение кожно-мускульного мешка плоских червей, используя при этом модель поперечного разреза планарии, и задает вопрос: «Почему кожно-мускульный мешок так называют?» Учащиеся отвечают, что он образован кожей и мышцами, «одевающими» тело червя, как мешок. Для того чтобы лучше запомнить его строение, учащиеся несколько раз вслух проговаривают название мышц, лежащих под кожей. Затем последовательно разбирается строение пищеварительной, выделительной и нервной систем. При этом отмечается, что промежутки между внутренними органами заполнены рыхлой соединительной тканью – паренхимой (от греч. пара – возле, енхима – что-то разлитое; букв. разлитое рядом).

Слово «паренхима» вместе с его переводом учащиеся записывают в терминологический словарь в конце тетради.

Так как учащиеся еще не знакомы с понятием «органы животных», целесообразно указать, что у белой планарии все основные процессы жизнедеятельности происходят в специальных частях тела, образованных тканями, которые называются органами. При этом учащиеся отмечают, что ткань – это совокупность клеток, выполняющих определенную функцию, и преподаватель предлагает им по аналогии сформулировать понятия «орган» и «система органов».

В вопросах размножения и развития новым понятием является гермафродитизм. Хотя с ним ученики встречались при изучении гидры, но не называли термин). Слово «гермафродит» образовано от имен двух греческих богов – Гермеса и Афродиты. Отсюда учащиеся делают вывод об обоеполости этих животных. При этом учитель обращает внимание учеников на кокон (также новый термин), в котором развиваются яйца червя.

Далее учащиеся рассматривают ресничного червя под микроскопом, сравнивают с рисунком в учебнике, называют видимые под микроскопом органы.

При переходе к паразитическим плоским червям – печеночному сосальщику и бычьему цепню, основное внимание следует уделить отличительным чертам их строения в связи с паразитическим образом жизни: отсутствие органов передвижения – ресничек, органов чувств – глаз, большую плодовитость, плотный наружный покров тела, слабое развитие или отсутствие некоторых систем органов и наличие присосок. Учитель предлагает найти присоски на микропрепарате печеночного сосальщика и отметить особенности их расположения, с которым связаны их названия – брюшная и ротовая.

Характеризуя цикл развития паразитических червей, необходимо уделить внимание смене основных и промежуточных хозяев, предложив учащимся выбрать на рисунке в учебнике животных, которые являются хозяевами взрослых паразитов и их личинок, обратить внимание на места паразитирования, отразившиеся на названиях червей.

При закреплении изученного материала о приспособленности свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания можно предложить семиклассникам выписать из соответствующего параграфа новые для них термины, найти в тексте их объяснение и записать их в терминологический словарь в конце тетради. Кроме того, учащиеся зарисовывают схему развития печеночного сосальщика, снабжая ее соответствующими подписями.

Цикл развития печеночного сосальщика

Затем учитель предлагает при помощи зоологического лото расставить карточки с изображением фаз развития червя на соответствующие места в схеме цикла развития и подписать названия основного и промежуточного хозяев и стадий развития паразита, сопоставляя полученную схему со схемой в учебнике. Такой прием поможет глубже закрепить понятие о сложном жизненном цикле паразитов со сменой хозяев: основного и промежуточного. Кроме того, пользуясь заданиями в конце соответствующего параграфа, можно предложить учащимся перечислить органы, входящие в состав той или иной системы органов белой планарии, и указать функции, которые они выполняют. Эти приемы способствуют закреплению анатомо-морфологических, физиологических и экологических понятий.

Систематические понятия закрепляются при перечислении признаков типа и класса, что ведет не только к лучшему запоминанию изученного материала, но и к развитию умения анализировать и выбирать главное. При ответе на вопрос: «От каких животных произошли плоские черви и как можно это доказать?» учащиеся останавливают свой выбор на чертах усложнения организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными, что способствует закреплению филогенетических понятий. Эту же цель преследует вопрос: «Является ли упрощение организации паразитических плоских червей биологическим регрессом?», на который учащиеся отвечают отрицательно и доказывают, что указанное упрощение организации связано с приспособлением плоских червей к паразитизму.

При проверке усвоения материала об образе жизни плоских червей можно провести биологические диктанты, направленные на повышение самостоятельности и активизации познавательной деятельности учащихся. Например, можно предложить составить из четырех характеристик понятия наиболее полное.

Печеночный сосальщик – паразит, потому что он:

1) питается за счет своих хозяев: основного – коровы и промежуточного – малого прудовика,
2) использует своих хозяев в качестве среды обитания и источника питания,
3) живет в организме своих хозяев,
4) имеет сложный цикл развития со сменой хозяев.

В конце диктанта учащиеся должны сделать следующий вывод: печеночный сосальщик как паразит характеризуется сложным жизненным циклом со сменой хозяев – основного и промежуточного.

Другим примером может служить ряд предложений, в которых учащиеся должны вставить пропущенные биологические понятия.

«Белая планария ведет . (активный) образ жизни, в связи с этим у нее развилась . (двусторонняя) симметрия тела, передвигается при помощи . (ресничек), поэтому относится к классу . (Ресничные черви), имеет хорошо развитый . (кожно-мускульный мешок) и . (системы органов): пищеварительную, выделительную, нервную, половую, состоящие из . (органов), пространство между которыми заполнено рыхлой соединительной тканью . (паренхимой).»

В конце работы учащиеся должны сделать вывод о том, что тип Плоские черви объединяет свободноживущие и паразитические формы.

Урок 2. «Приспособления паразитических плоских и круглых червей к среде обитания» (1–2 ч)

Одним из требований обязательного минимума содержания образования к знаниям, умениям и навыкам учащихся является их умение сравнивать представителей различных типов животных, что подразумевает нахождение черт их сходства животных между собой и отличия. При сравнении паразитических червей типов Плоские и Круглые, гимназисты выявляют характерные признаки червей обоих типов и черты приспособления их к паразитизму, закрепляя тем самым экологические понятия.

Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их паразитическим образом жизни.

Оборудование: влажный препарат «Аскарида: самец и самка», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, микропрепараты «Членик ленточного червя», «Яйца аскариды», таблица «Плоские черви. Бычий цепень», кодоскоп, кодограмма «Цикл развития человеческой аскариды».

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

На примере бычьего цепня и человеческой аскариды, которых преподаватель демонстрирует на таблице и влажных препаратах, учащиеся сравнивают паразитических червей, относящихся к двум разным типам – Плоские и Круглые черви, рассматривают циклы развития этих червей и продолжают работу по заполнению таблицы «Характеристика червей», которую начали на прошлом занятии.

Цикл развития бычьего цепня

В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат. Далее рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни.

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела, которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом учитель обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого скота, в теле которого находятся финны цепня, демонстрирует микропрепарат зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих сертификата проверки продукции на гельминтов.

Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей, выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии. Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии. После изучения жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед едой.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Для закрепления знаний, полученных на занятии, преподаватель предлагает учащимся игру «Узнай, чей признак», которая заключается в разделении признаков, перечисляемых учителем, на характерные для плоских червей (поднять правую руку), круглых червей (поднять левую руку), обоих типов червей (поднять обе руки) и признаки, у червей отсутствующие (все руки опущены).

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие некоторых систем внутренних органов.

Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при работе с землей и перед приемом пищи.

Раз в две недели мы отводим время для проведения консультаций по наиболее интересным или сложным вопросам. Такая консультации была предложена семиклассникам и по завершении изучения цикла «Паразитические черви». Проводили ее одиннадцатиклассники, которые одновременно закрепляли в памяти собственные знания по зоологии.

Тематическая консультация «Многообразие паразитических червей и борьба с ними» (1 ч)

Цель и задачи консультации: зная особенности паразитических червей, выработать меры борьбы с ними. Выяснить черты приспособленности паразитических червей к среде обитания, показать значение этих животных в природе и для человека, научиться определять предложенное животное и давать характеристику процессов его жизнедеятельности, овладеть понятийным аппаратом раздела «Черви».

Оборудование и материалы: таблицы «Плоские черви. Белая планария», «Плоские черви. Печеночный сосальщик», «Плоские черви. Бычий цепень», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, микропрепараты: «Сосальщик», «Членик ленточного червя», «Яйца аскариды», световые микроскопы.

В начале консультации следует рассказ старшеклассников о различных представителях паразитических червей с демонстрацией наглядного материала. После этого рассказчик отвечает на вопросы семиклассников и задает им вопросы.

Вопросы старшеклассникам

Почему паразитические черви дышат всей поверхностью тела, а человеку для дыхания нужны специальные органы?

От каких животных произошли паразитические черви и как это можно доказать?

Какие способы борьбы с аскаридозом вы могли бы предложить?

Вопросы семиклассникам

Сколько яиц производит за свою жизнь свиной солитер?

Можно ли считать паразитических червей вымирающей группой животных? Ответ обоснуйте.

Может ли промежуточным хозяином свиного цепня быть человек?

После рассказа старшеклассников и взаимного обмена вопросами ведущие предлагают семиклассникам определить изученных паразитических червей при помощи светового микроскопа.

В конце занятия старшеклассники делают обобщающий вывод и подводят итоги тематической консультации: паразитические черви – хорошо приспособленная к паразитизму группа животных, зная жизненный цикл и образ жизни которых, можно выработать рекомендации по борьбе с ними и профилактике заражения ими.

* Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988, с. 23-28.

Ленточные черви (цестоды) – наиболее распространенный вид паразитирующих организмов. Их отличает строение тела, имеющего плоскую удлиненную форму и пищеварительной системы. Установлено, что на планете они существуют уже более 270 миллионов лет, насчитывая до 3500 разновидностей. Многие из них имеют довольно большие размеры, достигая в длину до 10 метров. Чаще всего от цестод страдают люди и животные. Цикл развития ленточных червей состоит из нескольких этапов и требует смены хозяев. Основным местом локализации половозрелых особей является кишечник, иногда паразиты встречаются в желчных протоках.

Строение ленточных червей

Длинное тело гельминта представлено множеством члеников. На одном конце имеется маленькая головка (сколекс), за ней находится шейка. В этой зоне происходит формирование новых члеников, за счет чего идет постоянный процесс восстановления тела. Зрелые сегменты, расположенные в задней части, содержат сформировавшуюся матку, наполненную яйцами. Они периодически отделяются и удаляются из организма с фекалиями. Количество члеников может составлять не одну тысячу штук.

С помощью головки червь прикрепляется к слизистой кишечника окончательного хозяина. Для этого на сколексе имеются всевозможные приспособления –присоски круглые, в виде щели, различные крючочки.

Червя покрывает особая защитная оболочка (тегумент), представляющая пласт клеток, имеющих продолговатую форму, что обеспечивает необходимую погруженность их ядер. Благодаря появлению на поверхностном слое микротрихий, происходит всасывание полезных веществ из организма носителя, а также избавление от продуктов жизнедеятельности. Облегчает эти процессы огромное количество микроскопических морщин и выступов, покрывающих тело паразита. Под тегументом находятся мышцы – кольцевые и продольные.

Основные системы

Слаборазвитая нервная система представлена ганглиями, от которых отделяются тяжи с особенно выраженными двумя боковыми стволами. Чувствительные клетки расположены по всей наружной части тела. Они выполняют функцию осязания. Система выделения образована из клеток протонефридального типа, создающих два канала, которые зачастую сливаются на задней части тела в один мочевой пузырь.

Половая система ленточных червей характеризуется повторением в каждом отдельном сегменте. Недостаточно развиты органы, расположенные в молодых члениках. В более зрелых мужская половая система представлена большим количеством семенников, образующих при слиянии один семяпровод. Он пронизывает орган совокупления, где есть трубка, попадающая в половую клоаку. Ветвистый яичник, расположенный в женском отделе, имеет проток, ведущий в оотип, где благодаря ему оказываются яйца. Туда же проникают спермии и происходит оплодотворение. После этого яйцо покрывается оболочкой и помещается в матку. Она, постепенно разрастаясь, занимает большую часть членика. В дальнейшем половая система в зрелом сегменте атрофируется полностью. Остается одна матка, наполненная яйцами.

Размножение цестод происходит невероятно высокими темпами – за год одна особь способна продуцировать до 600 млн яиц. Учитывая, что продолжительность жизни паразита составляет около 20 лет, это количество может достигать не менее 11 миллиардов.

Жизненный цикл

Для развития паразитов, относящихся к этому виду, требуется промежуточный и окончательный хозяин. Весь жизненный цикл ленточных червей включает несколько важнейших этапов:

  1. Внутри окончательного хозяина, которым становится обычно человек или любое позвоночное животное, происходит размножение гельминтов. Откладывается огромное количество яиц, попадающих впоследствии с фекальными массами в окружающую среду.
  2. Процесс формирования личинки. Зародыш может образовываться на поверхности суши или в воде – это зависит от свойственной для паразита среды обитания. У определенных видов гельминтов, у которых развитие яиц происходит в водной среде, появляется сначала плавающая личинка с ресничками. Уже позже она проходит новую стадию.
  3. Оказавшись в организме промежуточного хозяина, зародыш преобразуется в финну – червеобразного вида пузырь, содержащий полупрозрачную жидкость. В ней можно различить головку будущего паразита. От того, к какому виду ленточного червя принадлежит финна, зависит ее форма:
  • Цистерк – одна из стенок пузыря, в котором присутствует сколекс, вогнута внутрь.
  • Цистеркоид – передняя часть тела, где находится голова, надута, в задней имеется небольшой хвост.
  • Ценур – отличается от цистерка множеством сколексов.
  • Эхинококк – пузырь, состоящий из нескольких более мелких пузырьков.
  • Плероцеркоид – тело со стороны, где находится сколекс, имеет удлиненную форму.
  1. Финна попадает к окончательному хозяину, в кишечнике которого происходит разрушение ее оболочки. Головка червя крепится с помощью присосок и крючков к слизистой и начинается отрастание члеников.

Соответственно, цестодам свойственен следующий путь развития: яйцо – личинка – финна – ленточная стадия. Исключением является цепень карликовый, жизнь которого может полноценно протекать внутри одного хозяина.

Особенности развития цестод

У ленточных червей, имеющих схожий процесс развития, существуют некоторые отличия. Широкому лентецу требуется два промежуточных хозяина – одним является рачок циклоп, другим рыба.

Взрослая особь мельчайшего из цестод цепня эхинококка, размеры которого не превышают 6 мм, живет в кишечнике представителей семейства собачьих. Оказавшаяся в организме человека личинка, проникает с током крови к внутренним органам, преобразуясь там в однокамерный пузырь, покрытый соединительной тканью и содержащий желтоватую жидкость внутри. Размер его может варьироваться от небольшой горошины до головки новорожденного младенца. В капсуле образуется множество мельчайших пузырьков. По мере роста создается серьезная угроза здоровью и жизни человека.

Опаснейшим паразитом, вызывающим гибель овец, является мозговик. Половозрелые особи обитают в кишечнике собак. Финны же способны развиваться в мозгу копытных животных, преимущественно овец. Первые признаки заражения проявляются в виде нарушения движений животного – овца начинает ходить по кругу. Через 4 месяца с момента обнаружения подобных симптомов наступает смерть животного.

Виды ленточных гельминтов

Существует несколько видов паразитов, наиболее часто поражающих человека. Каждый из них имеет определенные особенности развития.

Цепень бычий и свиной

Ленточные паразиты, известные в мире под названием солитер. До 60 миллионов человек заражены этими видами гельминтов. Чаще других цепень встречается в организме жителей слаборазвитых стран, имеющих низкий уровень санитарной культуры, в рационе человека нередко присутствует не переработанное мясо.

Читайте также:  Описторхоз igg положительный что это значит

Заболевание, вызываемое цепнем, носит название тениидоз. Возникает при попадании в организм человека личинок паразита. Симптомы выражены слабо. У больного отмечаются незначительные нарушения в работе пищеварительного тракта, запор, понос.

В результате заражения свиным цепнем может возникнуть цистицеркоз. Личинки, мигрируя с кровотоком, проникают в ткани различных органов, образуя паразитические очаги. Происходит формирование взрослой особи. Промежуточным хозяином является свинья. К человеку личинки попадают с зараженным мясом, не прошедшим необходимую термическую обработку.

Карликовый цепень

Самый мелкий представитель ленточных червей. Другим отличительным признаком служит наличие крючьев, количество которых не более 30 штук. У взрослых особей имеется 3 крупных семенника и мешковидная матка. Заражению карликовым цепнем чаще подвержены дети, но нередко встречается инфицирование среди взрослых. Жизненный цикл гельминтов этого вида имеет свои особенности. Им не требуется наличие промежуточного хозяина. Все развитие протекает в одном организме.

Широкий лентец

Обитает преимущественно в рыбе и птице. Особенностью паразита является наличие двух продолговатых щелей на брюхе и спине. Из всех ленточных гельминтов, заражающих человека, широкий лентец – наиболее крупный представитель. Свое название получил благодаря внешним особенностям – ширина его тела намного превышает длину. Встречается повсюду, но чаще всего там, где предпочитают рыбу, частично переработанную или сырую.

В развитии гельминта участвуют 3 хозяина. Первым в очереди являются веслоногие рачки, поглощающие паразитов в начальной личиночной стадии (корацидии), длящейся от 1 до 12 дней. Хищные рыбы проглатывая инвазированного рачка, становятся вторым хозяином широкого лентеца. Личинки продолжают развиваться в течение 4 недель, достигая следующей стадии, именуемой плероцеркоидом. Внутри окончательного хозяина, человека, заразившегося при употреблении необработанной рыбы, гельминты присасываются к слизистой кишечника и через 2–3 недели превращаются в половозрелых особей.

Читайте также:  Растение паразит селезеночник трутовик петров крест крапива

Опасность ленточных червей

Вред, который причиняют гельминты человеку, связан с различными видами воздействий:

  • Механическое. Прикрепляясь с помощью крючков и присосок к внутреннему органу, червь вызывает развитие воспалительного очага, постоянно подвергающегося инфицированию. Другую опасность представляет кишечная непроходимость, когда клубок из глист закрывает просвет кишки.
  • Токсическое. В процессе жизнедеятельности гельминтов выделяется огромное количество вредных веществ, что нередко приводит к интоксикации. При длительном воздействии возникает слабость, боли в животе, раздражительность, нарушения сна. На коже появляются высыпания, напоминающие крапивницу.
  • Нарушение баланса питательных элементов. Ленточные паразиты поглощают необходимые вещества поверхностью своего тела. Это приводит к истощению организма, потере веса, снижает иммунную защиту, способствуя развитию всевозможных заболеваний. Нарушаются эндокринные процессы, что негативно влияет на функционирование всех органов.

Угрозу для здоровья человека представляют и личинки гельминтов. Их паразитарная деятельность приводит к развитию эхинококкоза и других подобных заболеваний. Финны, разрастаясь в организме, сдавливают внутренние органы, нарушая их нормальную работу.

Заражение ленточными гельминтами не всегда имеет ярко выраженную симптоматику. На начальных этапах больной может не догадываться об инфицировании.

Взрослые особи ленточных паразитов чаще всего поражают человеческий кишечник, в некоторых случаях их можно обнаружить в поджелудочной железе и желчном пузыре. Именно в организме хозяина жизнь паразитарных форм делится на несколько периодов, определяющих характерный цикл развития для каждой группы гельминтов в отдельности.

Этапы развития ленточных червей

Жизненный цикл гельминтов в большинстве случаев основывается на заражении промежуточного и окончательного хозяина. Исключением из этого являются Карликовые цепни, которые способны активно развиваться и размножаться в условиях только одного организма.

Выделяется несколько жизненных этапов развития ленточных гельминтов.

  1. Первый этап характеризуется присутствием паразитарных форм в организме окончательного хозяина. В это время взрослые особи достигают своей зрелости, активно размножаются. Яйца гельминтов вместе с каловыми массами попадают в окружающую среду.
  2. Второй период характеризуется формированием личинок в водной среде или на суше. Среда обитания определяется индивидуальными особенностями паразитарных форм.
  3. На третьем этапе происходит попадание личинок в организм промежуточного хозяина вместе с зараженной пищей. После промежуточного поражения личинка формируется в финну, представляющую собой пузырь, напоминающий по форме червя, внутри которого образуются паразитарные головки.
  4. Четвертый этап заключается в попадании гельминта в организм окончательного хозяина, где паразитарная оболочка отмирает, из головок вырастают членики, с помощью которых червь крепится к стенкам кишечника или внутренних органов.

Различные виды ленточных червей имеют разные финны. Существует 5 разновидностей финн:

  • эхинококк – представляет собой большой пузырь, в котором содержится огромное количество дочерних пузырьков;
  • цистицеркоиды, имеющие тело, состоящее из двух частей – передней и задней. Лицевая часть характеризуется выпуклой стенкой, имеющей сколекс, задняя – наличием маленького хвостика;
  • цистицерки, представляющие собой пузырь, наполненный жидкостью. Одна его стенка обязательно вывернута наружу и снабжена сколексом;
  • ценуры имеют довольно похожее на цистицерк строение, за исключением наличия множества сколексов;
  • плероцеркоиды – характеризуются более длинным телом, снабженным сколексом с одной стороны.

Развитие различных видов паразитов

Среди самых распространенных ленточных паразитарных форм выделяют карликовых цепней, солитеров (свиных и бычьих), широких лентецов. Поэтому каждый цикл развития этих ленточных червей следует рассмотреть индивидуально.

Солитеры свиные и бычьи

Эти паразитарные формы чаще всего поражают человеческий организм. По статистике, этим цепнем заражено больше 60 миллионов человек на планете. Большая часть заражений наблюдается:

  • в развивающихся странах;
  • в странах с низким уровнем соблюдения гигиенических норм;
  • на территориях, где принято употреблять мясо в сыром или недостаточно термически обработанном виде;
  • свиной цепень чаще всего поражает людей на территории Азии, Латинской Америки и Африки.

Развитие червя определяется несколькими этапами.

  1. Яйца гельминта оказываются в окружающей среде.
  2. Животное промежуточный хозяин поглощает траву вместе с паразитарными яйцами.
  3. Человек, употребляя сырое или не до конца приготовленное мясо, заражается паразитом.
  4. Личинки гельминта попадают в человеческий организм, что провоцирует инфекционное поражение, которое называется тениидоз. В это время симптоматика паразитарного присутствия обычно отсутствует или слабо выражена. Среди возможной симптоматики иногда наблюдается диарея, запоры или иные вялотекущие нарушения работы ЖКТ.
  5. Далее в организме человека начинают освобождение личинок из яиц. Личинки с помощью кишечных стенок начинают мигрировать, проникают в кровоток.
  6. С помощью кровотока личинки разносятся по всему организму, оседают во внутренних органах и тканях. Зачастую поражаются именно мышечные волокна, подкожные ткани, а в некоторых случаях инфицируются и органы.

Проглатывание яиц свиного цепня провоцирует развитие цистицеркоза. Развитие этой патологии обычно не проявляется никакими симптомами.

Тяжелые паразитарные поражения могут вызвать неврологические нарушения. Это обусловлено тем, что обширные гельминтозные очаги образуются в необходимых для жизни системах органов.

Карликовый цепень

Этот вид паразитов представляет собой самых маленьких представителей рода Цепней. Заражает карликовый цепень человеческий организм. Этот глист имеет индивидуальные особенности, среди которых самым характерным является наличие крючьев, их количество не превышает 30 штук. Взрослые черви отличаются наличием 3 крупных семенников и матки мешковидной формы.

Карликовые цепни могут вести активную жизнедеятельность в любой части мира. Инфицируются этим гельминтом в большинстве случаев дети, однако заражение иногда наблюдается и у взрослых. Обычно поражение человеческого организма этими паразитарными формами протекает бессимптомно. В некоторых случаях у больного может наблюдаться:

  • раздражительность;
  • снижение аппетита;
  • диарея;
  • боли в брюшной области.

Интересно, что карликовые цепни имеют сходный жизненный цикл развития с иными ленточными паразитами. Единственным отличием является то, что паразит не нуждается в заражении промежуточного хозяина. Инфицирование человека происходит прямым путем.

Особенности жизненного цикла ленточного червя этого вида:

  1. Яйца карликового цепня выходят в окружающую среду вместе с каловыми массами. В этих условиях сохранять жизнедеятельность паразиты могут на протяжении 10 суток. Затем они проглатываются человеком – окончательным хозяином, или насекомыми – промежуточными хозяевами. Инфицирование человека происходит через грязные руки, воду, пищевые продукты.
  2. Личинки располагаются в области человеческого тонкого кишечника. Там они постепенно проникают в кишечные ворсинки, где провоцируют развитие цистицеркоидов. После того как ворсинки разрываются, цистицеркоиды перемешаются в просвет кишечника, где они выпячивают сколексы и крепятся к кишечной стенке. Так паразиты развиваются до взрослых особей.
  3. Яйца, откладываемые взрослыми особями, с калом выходят в окружающую среду.

Заразиться карликовым цепнем от насекомого можно путем случайного его проглатывания.

Широкие лентецы

Паразитарные формы этого вида в качестве промежуточных хозяев избирают организмы рыб и птиц. Широкие лентецы характеризуются наличием сколекса с двумя неглубокими щелями, имеющими удлиненную форму и располагающимися на спине и брюхе. Проглоттиды характеризуются дорсовентральным сглаживанием, наблюдающимся от области спины до брюха.

Широкие лентецы представляют собой крупнейшего солитера, который способен поразить организм человека. Название паразитов произошло от особенности их строения. Интересно, что ширина проглоттидов на любом этапе своего развития превышает длину паразита.

Такие гельминты распространены во многих странах, наиболее часто заражение встречается на территории России, Швейцарии, Северной Америки и Финляндии. Такое распространение обусловлено пристрастием жителей этих стран питаться не до конца приготовленным мясом птицы и рыбы.

Также заразиться широким лентецом можно и через домашних животных, которых кормят сырой рыбой или птицей.

Широкие лентецы имеют сложный цикл развития.

  1. Яйца гельминтов регулярно выводятся из пораженного организма в окружающую среду вместе с фекалиями.
  2. Далее яйца развиваются в пресноводных водоемах. Спустя 6–16 недель при благоприятных условиях окружающей среды из яиц выходят личинки. Личинка широкого лентеца представляет собой шестикрючный зародыш.
  3. Потом личинку проглатывают пресноводные рачки, где паразит развивается до процеркоида, размер которого составляет половину миллиметра.
  4. Зараженные рачки служат пищей для рыбы. Так процеркоиды попадают в мышечную ткань рыб и их внутренние органы. Через 3–4 недели личинки формируются в плероцеркоиды, длина которых составляет 4 сантиметра.
  5. Человек употребляет инфицированную рыбу, и его организм заражается гельминтом. В человеческом организме плероцеркоид становится зрелой особью, которая локализуется в области тонкого кишечника.
  6. Яйца начинают выделяться из организма человека вместе с калом после 4–6 недель после заражения.

Поражение широким лентецом может вызвать злокачественную анемию, развивающуюся на фоне дефицита витамина В12. Такая патология обусловлена тем, что этот витамин является пищей для паразита.

Цикл развития ленточных паразитов имеет сходную структуру. Большая часть из них заражает человеческий организм при недостаточной термической обработке пищи. Также заражение возможно при пренебрежении правилами личной гигиены. Блокировать паразитическим цестодам возможность попадания в организм можно, зная о цикле развития гельминтов, правильном приготовлении пищи, отказе от употребления сырого или кровоточащего мяса, а также тщательном соблюдении гигиенических норм взрослыми людьми и детьми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector