Мельниченко Р.Г., Административное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/administrative_law
I. План лекции:
1. Правомерное поведение.
2. Принцип равенства, презумпция невиновности, дважды, обратная сила закона.
3. Крайняя необходимость.
Пункт лекции №1.
Правомерное поведение- поведение субъекта, которое соответствует предписаниям правовых норм, не противоречит основным принципам права.
Нарушая эти предписания человек, совершает Административное правонарушение.
Пункт лекции № 2:
Так же изучались границы, спорные моменты в правомерном поведении.
Из всех правил есть исключения и такими исключениями являются:
-Принцип равенства
-Презумпция невиновности
-Дважды
-Обратная сила закона
Пункт лекции №3:
Так же, как было сказано выше, у всех правил есть исключения. Еще одним последним исключением, «супер исключением» является крайняя необходимость.
Мельниченко Р.Г., Административное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/administrative_law
I План лекции:
1. Способы управления.
2. Понятие «Административная ответственность».
3. Понятие административной ответственности от рода к виду.
4. Признаки административной ответственности.
А) Сердце административного права — это управление.
Б)Управляют тремя способами:
— побуждение – «способ невероятный»: Пример: «Выучи, пожалуйста», это обычно не работает.
— поощрение – «угощать чем-то, чтобы он сделал что-то».
— принуждение – «самый действенный способ управления».
Такая сфера, как административная ответственность – самая важная.
Пункт лекции №2:
А) В административном праве много чего: есть и субъекты административного права, есть и сферы, в которых административное право регулирует отношения, но одно из ключевых частей административного права, та часть, которую знают большинство населения, потому что часто люди это видят, часто сталкиваются с этим в своей жизни – это АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Б) Административная ответственность – это способность лица нести неблагоприятные последствия за свои действия. Это определение дано с позиции того, кого наказывают.
Административная ответственность – это такой институт, когда человек понимает, за что он к ней привлекается. Нельзя привлечь к административной ответственности маленького ребенка и животного, потому что он не понимает.
Нести административную ответственность – это способность, дар человека.
Пункт лекции №3:
А) В социуме есть такое понятие, как социальная ответственность – это широкий инструментарий ( в какой-либо группе, семье и т.д.)
Внутри социальной ответственности есть еще и свой вид ответственности – это юридическая ответственность. Этим видом ответственности занимаются юристы. Она всегда закреплена.
Моральная ответственность – «прослойка» между социальной и юридической ответственностями.
Б) Виды юридической ответственности:
— Уголовная (пример: убийство)
— Гражданская (пример: поцарапать машину кому-либо)
— Дисциплинарная (пример: ответственность работника перед работодателем)
— Административная (самый большой институт из ответственностей, пример: работник ПДД налагает штраф за переход в неположенном месте).
Пункт лекции №4:
А) Признаки – это то, что отличает административную ответственность от других видов ответственности.
Признаки административной ответственности:
— источники;
— субъекты;
— тяжесть.
Б) Рассмотрим подробно каждый признак, и чем они отличаются от других ответственностей.
План лекции:
1. NOMEN
2. Источники
3. Виды эксперта
4. Эксперты в административном процессе
5. Ответственность эксперта
Пункт лекции №1:
а) Эксперт – это лицо(физическое) обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле.
б) Экспертная организация – это организация от имени которой готовится экспертное заключение.
Пункт лекции №2: а) КоАП
б) УПК
в) ГПК
г) ФЗ-73 «О Государственной судебной деятельности в РФ»
Пункт лекции №3:
а) Государственные учреждения.
б) Частные организации. (юридическое лицо)
Пункт лекции №4:
а) Определение.
б) Права.
в) Обязанности.
Пункт лекции №5:
а) Ложное показание.
б) Ложное заключение. (Штраф или Квалифицирующий состав по гос. Закупкам)
в) Завышенная плата. (Эксперт не может выходить за рамки оплаты деятельности)
План лекции:
1.Общая информация о сферах управления.
2. Компоненты сферы управления.
Пункт лекции №1: Через административное право происходит наблюдение за обществом, а точнее управление различными отраслями. Административное право здесь и сейчас.
Пункт лекции №2: Регулирование в сфере транспорта. Необходимо регулирование дорожного движения, которое осуществляется по средствам административного права.
Пункт лекции №3: Регулирование в сфере здравоохранения. Если человек заболел, он идет в поликлинику или больницу, то есть необходимо регулирование в данной сфере, которое осуществляется по средствам административного права.
Пункт лекции №4: Регулирование в сфере образования. Только по средствам административного права государство может регулировать сферу образования. Примером служит аккредитация, ВУЗ должен выдавать дипломы государственного образца, чтобы они имели своё значение.
Пункт лекции №5: Регулирование в сфере судебно-экспертной деятельности. Экспертная деятельность обязательно регулируется государством, через административное право.
План лекции:
1. Понятие управление
2. Родовое понятие
3. Этимология управления
4. Понятие административного права через управление
Пункт лекции №1: Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления, в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.
Государственное управление –( широком понимании)- это деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, (в узком понимании) – это подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.
Пункт лекции №2: Родовое понятие — понятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов. Родовое понятие является подчиняющим понятием, в состав которого входят меньшие по объему видовые понятия.
Пункт лекции №3: Этимология — раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. А также — методика исследований, используемых при выявлении истории происхождения слова и сам результат такого выявления.
Этимология управления- Происходит от у- правление, далее от древне-русского правлєниѥ «управление чем-либо», производное с суффиксом.
Пункт лекции №4: Административное право как одна из важнейших базовых отраслей публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, то есть осуществляемого от имени общества, государства.
Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.
План лекции:
1. Правонарушение. 0:44
2. Признаки административного правонарушения. 4:28
3. Состав административного правонарушения. 16:00
Пункт лекции №1.
Правонарушение представлено в виде конструкции (схемы), при помощи которой определяется наличие и состав правонарушения.
При помощи данной конструкции (шаблонов) юристы определяют, совершено правонарушение или нет.
Пункт лекции № 2:
Признаки административного правонарушения: (только при наличии этих 4 признаков можно сказать, что данное деяние является правонарушением)
А) общественная опасность (в совершенном действии (деянии) должна присутствовать общественная опасность)
Б) виновное (человек совершивший правонарушение должен иметь психическое отношение к данному действию)
В) деяние (поведение человека, проявляющееся в действии или бездействии)
Г) список (совершенное деяние должно входить в список правонарушений КОАП)
Пункт лекции №3:
Состав административного правонарушения (4 признака, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением):
А) Объект административного правонарушения (благо, которое нарушается или на которое посягает человек, совершая административное правонарушение)
Б) Объективная сторона административного правонарушения: (состоит из трех элементов)
— действие
— последствие
— причинно-следственная связь
В) Субъект административного правонарушения (физическое или юридическое лицо, совершившее деяние (правонарушение))
Г) Субъективная сторона административного правонарушения (психическое отношение субъекта к совершенному им деянию)
Состоит всегда из 2 видов:
— умысел
— неосторожность
II Участники: Студенты групп СЭ-151 и СЭ-152 курса направления подготовки по специальности «Судебная экспертиза» Волгоградского государственного университета. Наиболее активные студенты, участвовавшие в процессе обсуждения лекции: Нестерова Ольга (СЭ-151), Салыев Юнис (СЭ-152). III Концепты: Пункт лекции №1: Административная ответственность — вид юридической ответственности, который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения. Административная ответственность регламентируется Кодексом РФ об Административных Правонарушениях.
Пункт лекции №2: Принципы административной ответственности следующие: принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Пункт лекции №3: Состав административного правонарушения образуют четыре элемента: Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.
Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями. Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо. Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности, цель.
Пункт лекции №4: Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
· предупреждение;
· административный штраф;
· конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
· лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
· административный арест;
· административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
· дисквалификация;
· административное приостановление деятельности;
· обязательные работы;
· административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Вышеуказанные виды административных наказаний установлены в ст. 3.2 КоАП РФ.
Пункт лекции №5: Административный процесс (административное производство) — это урегулированная нормами административно-процессуального права (в частности, по делам об административных правонарушениях — разделами III-V КоАП РФ) деятельность уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также судей по возбуждению, рассмотрению и разрешению административных дел, включая:
· лицензионно-разрешительное производство;
· регистрационное производство; · производство по принятию правовых актов;
· производство по делам о поощрении; · производство по делам о дисциплинарных проступках;
· производство по обращениям (предложениям, заявлениям и жалобам) граждан; · производство по делам об административных правонарушениях;
· процедуру трёхстороннего разрешения административно-правовых споров (то есть споров, вытекающих из властных отношений) в любом органе государства и при любом способе организации такого рассмотрения (эти способы будут составлять разновидности административного процесса)
Выделяют также производство по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба, производство по делам об изобретениях, открытиях и патентах, производство по исполнению постановлений о наложении административных взысканий и другое.
II. Участники: Студенты групп СЭ-151 и СЭ-152 5 курса направления подготовки по специальности «Судебная экспертиза» Волгоградского государственного университета. Наиболее активные студенты, участвовавшие в процессе обсуждения лекции: Юдкина Анастасия СЭ-152, Кондолова Анна СЭ-152 Нестерова Ольга СЭ-152.
III. Концепты:
Пункт лекции №1:
1.) Сущность административного права — это управление. При помощи ад. права управляют людьми (субъектами права). Т.е. Административное право- это отрасль, чтобы можно было управлять людьми.
2.) Предмет и методы ад. права. Предмет-это то, где работает административное право. Метод — у ад. права есть инструментарий, при помощи которого можно заставить людей что-то делать. Этот метод задаётся вопросом: «КАК повлиять на людей?!».
3.) Источники ад. права. В административном праве есть два вида источника.
4.) Кто управляет и кем управляют. Исполнительная власть — та власть, которой даётся инструментарий для управления (государственная служба). А управляемые — это субъекты S (индивидуальны).
Лекции по сферам административного регулирования
Сферы административного регулирования youtu.be/1j7S2S1u3Kg
Административно-правове регулирование экспертной деятельности youtu.be/CUkEseCx89w
1. Административное право: понятие, образ визуализации;
2. Макет административного права:
2.1. Теоретические вопросы административного права;
2.2. Сферы управления административного права;
2.3. Административная ответственность.
Пункт лекции №1:
А) Административное право от слова «administrare», что означает управлять. Государство управляет юридическими и физическими лицами при помощи административного права.
Б) Образ визуализации административного права: самый яркий представитель государства полицейский, это человек, который осуществляет управление;
Пункт лекции № 2: Административное право очень большое, оно трудно для восприятия и понимания студентами, поэтому для улучшения его усваивания обучающимися, административное право разделяется на три части:
Пункт лекции № 2.1: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. В этом пункте источники административного права, субъекты и пр.;
Пункт лекции №2.2: СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ. Государство управляет социумом и в этом обществе есть определённые разные сферы.
Пример сферы управления: 1. Образовательная сфера управления (регулируется Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации); 2. Юридическая сфера управления (регулируется Министерством юстиции Российской Федерации); 3. Медицинская сфера управления (регулируется Министерством здравоохранения Российской Федерации).
Пункт лекции №2.3: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Наиболее яркая и доступная часть. Содержит в себе меры наказания за несоблюдение норм административного права.
Пример несоблюдения норм, закреплённых в сферах управления: 1. Переход пешеходом дороги на красный цвет светофора (Статья 12.29 КОАП РФ); 2. Нарушение человеком порядка проведения митинга (Статья 20.2. КоАП РФ).