1. Понятие и классификация источников трудового права
2. Нормативные правовые акты как источники трудового права
3. Нормативные договоры как источники трудового права
4. Роль судебной практики и правовых обычаев в трудовом праве
Обсуждение 1 вопроса лекции
Общепринятых источников трудового права 5 штук:
1. Нормативный правовой акт
2. Нормативный договор
3. Правовой обычай
4. Судебный прецедент
5. Юридическая доктрина
Юридическую доктрину сейчас уже очень редко относят к источникам трудового права, так как ее актуальность утратила свою силу.
Юридическая доктрина – это мнение ученых по тем или иным вопросам.
Но, не смотря на все это, юридическая доктрина постепенно возрождается и становится неофициальным источником.
Особенности трудового права:
1. Включены коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты
2. Трудовое законодательство относится к предметам совместного ведения федерации и ее субъектов
3. Активно в формировании трудо-правовых норм участвуют стороны трудовых отношений (работники и работодатели)
4. Принцип неухудшения положения работника
Обсуждение 2 вопроса лекции
Источники права в России – это в основном законы.
Иерархия нормативных актов:
1. Конституция
2. Федеральный конституционный закон. Международные договоры
3. Трудовой кодекс
4. Федеральный закон
5. Указ президента
6. Постановление правительства
7. НПА министерств и ведомств
8. НПА местного самоуправления
9. Локальные нормативные акты
Трудовой кодекс несколько возвышается над всеми остальными федеральными законами.
Основным нормативным актом, содержащим нормы трудового права, является конституция.
Специфика правовых актов: в российской федерации, в отличие от других государств, не стали менять предыдущие нормативные акты, которые были приняты до образования российской федерации. Поэтому наряду с трудовым российским законодательством действует огромный массив советских документов.
Обсуждение 3 вопроса лекции
Нормативный договор это нетипичный источник для российской правовой системы.
В трудовом праве есть целых 2 вида нормативных договоров:
1. Коллективный
2. Соглашение
Регулируют они одни и те же вопросы и трудовой кодекс называет их правовыми актами, регулирующими социально трудовые отношения.
Разница между ними заключается в том, что коллективный договор принимается на уровне работодателя, а соглашение принимается на более высоком уровне, уровне муниципалитета.
Трудовой кодекс активно делает ссылку на эти нормативные договоры.
Если в организации заключен коллективный договор, то при решении любых трудовых споров надо обязательно его читать.
В соглашениях тоже такое может быть, но все таки это более редкая фракция. Соглашения нужны тогда, когда вы хотите найти ответ на вопрос, который находится в трудовом кодексе и говорит, что он должен регулироваться соглашением.
Обсуждение 4 вопроса лекции
С недавнего времени все юристы разного профиля говорят, что судебный прецедент не источник права, но на практике они его применяют.
Не смотря на это, решения судов являются источником права. Даже в процессуальный кодекс внесли соответствующую статью, которая гласит – «правовые позиции, пленумы и президиум верховного суда являются основанием для пересмотра дела по новым обстоятельствам». Если в этих постановлениях президиума верховного суда указано на то, что они имеют обратную силу, то даже принятые судебные акты подлежат пересмотру.
Несколько слов про правовой обычай. Является нетипичным источником в российском праве, хотя правовой обычай, в отличие от нормативных договоров, в гражданском праве применяется. Правовые обычаи не зафиксированы в трудовом кодексе, но в каждом человеческом коллективе есть определенные традиции, и каждый рабочий должен адаптироваться к принятым традициям.
Лекция по трудовому праву
1. Понятие и классификация трудовых споров 3:05
2. Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения 13:03
3. Коллективные трудовые споры и порядок их урегулирования 45:41
4. Право работников на забастовку и условия его реализации 53:23
План лекции:
1. Серб и молот
2. Принципы трудового права;
3. Трудовой договор;
4. Время;
5. Оплата труда;
6. Дисциплина труда;
7. Отдельные категории.
II Участники:
Студенты групп ПОвб-181 и ПОвб-182 2 курса направления подготовки по специальности «Педагогическое образование» Волгоградского государственного университета.
Наиболее активные студенты, участвовавшие в процессе обсуждения лекции: Желудкова Валерия, Савкина Анастасия, Дуюнова Анастасия, Сивцова Ангелина, Затеса Юлия.
III Концепты:
Пункт лекции №1:
«Серб и молот»-знак СССР. В трудовом праве символизирует конфликт между двумя классами: работодателей и работников.
Пункт лекции№2:
Принципы трудового права
1.Раб-хозяин –уравнивание сторон при помощи трудового права.
2.Запреты-«табу», трудовое право уравнивает стороны при помощи запретов.
Виды запретов:
А)Принудительный труд- нельзя человека принудительно заставить что-то делать (искл.: армия, наказание)
Б)Дискриминация- никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка.
3.Субъекты трудового права
А)Работник (с 16 лет)
Б)Работодатель (физическое/юридическое лицо)
Пункт лекции№3:
Трудовой договор
1.Заключение (Если работодатель допустил работника до исполнения своих профессиональных обязанностей, с этого момента договор считается заключенным.)
2.Прекращение
Варианты прекращения трудового договора
А)По инициативе работника (2 недели отработки);
Б)По инициативе работодателя
Причины, по которым работодатель может прекратить трудовой договор:
-Ликвидация (юр. лица), смерть работодателя;
-Сокращение (Например: сокращение ставки);
-Аттестация (работодатель может провести аттестацию на параметры допуска работника к определенной профессии )
-Прогул (когда работник без уважительной причины отсутствует на работе 4 часа)
-Аморальный поступок (поведение)
-Опьянение
Пункт лекции №4:
Время
1.Рабочая (40 часов в неделю)
2.Отдых
-перерыв (от 30 минут)
-еженедельный отдых (от 42 часов)
-выходные (1-2 дня в неделю)
-праздничные дни (отмечен в трудовом кодексе)
-отпуск.
Пункт лекции №5
Оплата- то, что человек получает за свой труд.
Пункт лекции №6
Дисциплина- механизм наказания работника.
Пункт лекции №7
Отдельные категории- моральная частота работника.
IV Рефлексия:
Лекционное занятие проводилось в форме диалога с визуализацией от руки на доске. Лектор изначально объяснял материал студентам с помощью примеров из реальной жизни. После обсуждения каждого блока студенты могли активно задавать свои вопросы лектору и коллективно в них разобраться, так же выражали свою точку зрения и обосновывали её. После завершения изучения лекционного материала была проведена практическая часть. Такой формат проведения лекционных занятий помогает лучше усвоить материал и научиться самостоятельно применять полученные знания на практике.
Занятие проходило в форме диалога с аудиторией.
Дубай. Орёл и Решка. Девчата
Дубаи — самый крупный и шикарный город в Объединенных Арабских Эмиратах. И нашим Девчатам удалось прочувствовать прелести роскошной жизни — морские и воздушные приключения, дорогие автомобили и прекрасные виды на Дубай. В этом выпуске Орел и Решка Девчата вы узнаете в чем прелесть карантина, как Настя Ивлеева умеет поздравлять с днем рождения, и как Юля Коваль научилась летать. Жаркие приключения начинаются!
Оформить кредитную карту Mastercard Альфа-Банка «100 дней без процентов»: alfa.link/S56R
Регистрируйся на бесплатное занятие и прокачивай свой английский skyeng.ru/go/theludi
Используй промокод ЛЮДИ на 2 урока в подарок при первой оплате
Дубай — крупнейший и богатейший город ОАЭ. Эмираты — в этом слове сконцентрирована мечта о богатой, счастливой и безбедной жизни. Мы привыкли, что Дубай выглядит как Манхэттен и ассоциируется с супер роскошной жизнью, богатыми шейхами, дорогими машинами и красивыми девушками. Но есть у Дубая обратная сторона: огромные пакистанские Гетто, которые обслуживают всю эту красоту. Сегодня я покажу вам Дубай таким, каким вы его еще не видели никогда.
Это Лядов и Как Люди живут из Другого Дубая (ОАЭ).