Презумпция невиновности (лекция)


Мельниченко Р.Г., Административное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/administrative_law
План лекции:
1. Необходимо доказать, что человек виновен:
* Весы
* Бремя
2. Презумпция невиновности предполагает собой процедуру.
3. Юридический акт решения.

Пункт лекции №1: презумпция – это предположение о наличии чего-либо. Необходимо предоставить доказательства о том, что человек виновен.
* Когда доказывается, на чашу весов ложатся какие-то доказательства. Доказательства вины и доказательства невиновности. Может установиться равновесие чаш. Тогда все неустранимые сомнения о виновности человека толкуются в его пользу.
* Бремя- это тот кто должен доказывать. Бремя доказательств лежит на государстве. Оно должно предоставить доказательство.

Пункт лекции №2: презумпция невиновности предполагает в себе процедуру. Необходимо пройти определенную процедуру, необходимо время между точкой, когда это случилось и выводом.

Пункт лекции №3: человек может быть признан виновным, только тогда, когда есть юридический акт решения, о привлечении лица к административной ответственности. Только с этого момента он правонарушитель.

Понятие и виды форм (источников) права (лекция)


I План лекции:
1. Формы и виды права.
2. Система НПА РФ.

II Участники:
Студенты групп МКН-161, ПМ-161, ИВТ-161, МОС-161 и ИСТ-171, института математики и информационных технологий Волгоградского государственного университета. Наиболее активные студенты, участвовавшие в процессе обсуждения лекции: Артем Беловол.

III Концепты:
Пункт лекции №1: Формы и виды права:
1. Формы права — способы универсализации правил поведения.
Виды права:
1) Устные – правила заложенные в автоматическом режиме (обычай, принцип — очевидные базовые правила, не требующие закрепления).
2) Письменные
Письменные в свою очередь делятся на такие виды:
2.1) К случаю (лат. ad hoc) (создание нормы под определенное событие) (прецедент (при совпадение, идет ссылка на описанное ранее дело), доктрина (тексты авторитетов))
2.2) Постоянные (закон (НПА))
Закон — это формально определенный источник, зафиксированный на бумажном носителе.
2. Система НПА РФ имеет следующую структуру:
1) Конституция РФ
2) Конституционные законы (о принятии этих законов написано в Конституции)
3) Законы (федеральные и субъектов РФ)
4) Подзаконные акты (указы, постановления, инструкции и т.п.)
Чем выше закон в данной структуре, тем большую силу он имеет.
Перечисленные в данной структуре пункты (законы) в совокупности называются Законодательством.

Соотношение международного и национального права


Мельниченко Р.Г., Международное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/international-law
Содержание лекции:
1. Теории взаимодействия международного и национального права.
2. Имплементация.
3. Применение судами норм международного права.
Дуалистические и монистические концепции соотношения международного и внутригосударственного права. Научная и политическая полемика вокруг вопроса о примате одной системы права над другой. Совпадение объектов регулирования международного и внутригосударственного права. Материальное и процессуальное влияние внутригосударственного права на международное право.
Имплементация — процесс проникновения норм международного права в национальную правовую систему.
Виды имплементации международного права в национальную правовую систему: автоматическая и волевая.
Автоматическая имплементация — нормы международного права проникают в в национальную правовую систему без персональной проверки. Пример автоматической имплементации — проникновение принципов международного права, например, принцип мирного сосуществования.
Волевая имплементация — нормы международного права проникают в в национальную правовую систему посредством специальных процедур проверки государственными органами.
Виды волевой имплементации: рецепция и отсылка.
Рецепция — принятие норм внутреннего права, текстуально повторяющие нормы международного права.
Отсылка — издание нормы внутреннего права, отсылающая правоприменителя к норме международного права.
Стадии отсылки:
1. Парафирование и ратификация международного договора.
2. Размещение отсылки: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора».

Психологические особенности применения судами норм международного права. Особенности толкования судами норм международного права. Применение судами Российской Федерации норм международного права.

Гражданское процессуальное право (лекция)


План занятия:
1. Разминка 2:15
2. Гражданское процессуальное право 7:53
3. Подсудность 12:17
4. Лица, участвующие в деле 29:54
5. Доказательства 35:00
6. Судебное производство 37:25
7. Тренинг 1:00:56

Гражданский процесс. Лекции. Шалаевский Николай www.youtube.com/playlist?list=PLHec9JLRSrh_GsF9t_YxvtjArae0xbM-r

Гражданское процессуальное право связано с гражданским правом. Гражданское право — это равенство субъектов.
Гражданское процессуальное право – связано с процедурами для урегулирования споров. Одна из функций гос-ва — урегулирование споров.
Раньше было 2 вида процесса: Уголовное процессуальное право – рассуживает гос-во и преступника, Гражданское процессуальное право – рассуживает 2 людей

1. Споры в социуме бывают разные, есть 4 вида судопроизводств:
1 административное — лиц привлекают к административной ответственности (штрафы, перешел дорогу в неположенном месте, есть спор с гос органом)
Есть специальные административные суды чтобы судиться с гос органами
2 уголовное — лиц привлекают к уголовной ответственности (кражи, убийства, ношение огнестрельного оружия, наркотики)
3 гражданское процессуальное – разрешение гражданско-правовых споров, люди судятся друг с другом (не отдал долг, не выплатил алименты, поменять ошибку в фамилии)
4 конституционное
1) Подведомственность — это те категории дел, которые подлежат рассмотрению.
Нужно определиться какой спор:
-по гражданским делам (суд общей юрисдикции) – один из участников физ лицо
-по арбитражным делам — рассматривают хозяйственные споры между хозяйствующими субъектами (речь о предпринимателях, крупных сделках) участники юр лица
-по административным делам
2) Подсудность – это выбор Суда. Надо выбрать Суд и место.
Суд: каждому суду свои дела
1.Мировой –самый маленький суд (спор на маленькую сумму)
2.Районный -активно действующий (трудовой спор)
3.Городской
4.Областной
5.Верховный
Суд выбирается по месту проживания/нахождения ответчика. Искл: по защите прав потребителей истец может выбрать.
Преподаватель попросил студентов задать вопрос, если непонятно что-либо.

2. Стороны (зачинщики), 2 вида гражданского судопроизводства:
1. исковое производство – когда один судится с другим, истец – тот, кто ищет правды, ответчик – на кого иск записан
2. особое производство – когда ответчика нет, спора нет, есть только заявитель.
Прокурор обычно наблюдает — (лицо публичного интереса или наблюдатель) может быть истцом в общественных интересах
3 лица: (не)заявляющие самостоятельные требования на предмет спора. У которых может быть интерес по делу.
Рука — ГПК РФ (гражданский процессуальный кодекс РФ) – основной источник процессуального права
1.Показания сторон (истец, ответчик)
2.Свидетили, люди дают показания, которые заносятся в протокол.
3.Письменные (документы) заверенные нотариально. (Квитанции, договоры)
4.Вещдоки – сам предмет спора
5.Аудио, видео
6.Экспертиза (оценочная – оценивают дом, сколько он стоит, чтобы его разделить)

Состоит из 3 инстанций:
I Инстанция. Дело по существу. Суд выносит решения, стадии:
-подготовительная (проверяется явка)
-рассмотрение (показание сторон, допрашивают свидетелей и другие доказательства)
-прение сторон (заключительные речи) каждая из сторон говорит чего хочет
-оглашение сторон (решение)
Остальные проверяют I, правильно она сделала или нет

II Инстанция (апелляция) Если стороны(а) не согласны дело рассматривает вышестоящий Суд
III Инстанция — когда решение уже вступило в силу. 2 пути:
-Кассация в порядке конституционной жалобы
-в порядке Надзора
Задание:
Написать в чат вопрос к лекционной части, сделать скриншот и отправить старосте группы

После выполнения задания преподаватель просит студентов, находящихся в teams огласить свои ответы

Пункт лекции №3: Тренинговая часть
Навальный против Пескова.
Задание: ответить на вопрос: Кто должен доказывать, что Навальный не из ЦРУ. Песков, потому что/Навальный, потому что

Были выбраны ответы студентов и проведена дискуссия.
#мельниченко #роман_мельниченко #правоведение #лекция #свободный_юридический_факультет #гражданское_процессуальное_право #подсудность #истец #ответчик #стороны #третьи_лица #доказательства #судебное_производство

Как устроены конституционные права (стрим-лекция)


План стрима:
1. Введение в материал
2. Понятия в юридическом языке
3. Противоречия в праве
4. Право в системе

Пункт стрима №1: Введение в материал
Права и свободы:
1. Личные
2. Экономические
3. Социальные
4. Политические
Право непосредственно устанавливает правомочия, гарантия связана с выполнением правомочий. Гарантии сами по себе не ценны, они обеспечивают другие ценности.
Материал рассматривается на примере Статьи 48 Конституции РФ:
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Права и свободы – архаичные понятия, разница существует только для экспертов, для людей достаточно сказать «право».
Человек и гражданин – по главе 2 Конституции РФ тоже синонимы. Понятие «гражданин» — архаичное понятие. Практически все права, в соответствии со 2 главой Конституции РФ, рассчитаны на людей, количество гражданских прав сокращается каждый год.

Пункт стрима№2: Понятия в юридическом языке
У юристов есть свой язык. Он выражается не в наличии оригинальных терминов («коллизия», «казус» и т.д.), а в своем понимании некоторых слов.
Например, в ст. 48 Конституции РФ слово «каждому» – это не «каждому» в обывательском смысле: ребенок или лошадь не имеют права на адвоката. «Каждый» – это тот, кто осознанно нуждается в особых юридических знаниях.
Интерпретация текстов на примере ст. 48 Конституции РФ:
«Квалифицированная юридическая помощь» — гарантия, благо, защищающее другие блага. Юристы и юридические механизмы помогают людям защищать их права.
Подходы к определению «квалифицированной юридической помощи»:
1. Статус – есть кластер людей, обладающих определенным статусом. Считается, что этот кластер составляют люди, обладающие квалификацией. Например, кластер людей, у которых есть диплом о высшем юридическом образовании, значит, эти люди, по умолчанию, способны оказать квалифицированную юридическую помощь.
2. Оценочность – у человека, предоставляющего квалифицированную юридическую помощь, должны быть определенные стандарты, по которым он оказывает помощь.
Квалифицированная юридическая помощь не монополизирована адвокатами, т.е. она оказывается не только представителями адвокатуры.

Пункт стрима№3: Противоречия в праве
В законах существуют противоречия: права есть, возможности реализовать их нет. Например, в ч.1 ст. 48 Конституции РФ: не всегда юридическая помощь оказывается бесплатно, несмотря на то что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи.
2 часть ст. 48 Конституции РФ об особых правах. В 90-ые годы в РФ не было практики пользоваться адвокатом всегда. Сейчас практика существует, поэтому ч.2 ст.48 архаична. Но она необходима, т.к. всегда есть попытки ограничить человека в его правах (например, план «Крепость» или условия пандемии, когда адвокатов не пускают к подзащитным).

Пункт стрима№4: Право в системе
Любое право (в субъективном смысле) необходимо понимать в контекстах других прав – системное толкование. Невозможно понять статью без понимания того, что она поддерживает другие статьи. Так, права на свободу слова, свободу передвижения и др. – ничто без права, предусмотренного ст.48 Конституции РФ.
Если права человека нарушены, ему необходим юрист. Задача ученых, преподавателей – создать корпус людей, способных защитить наши права.

#cтрим #Мельниченко #Правоведение #Конституционное право

Правонарушение


План лекции:
1. Понятие правонарушения
2. Виды правонарушения
3. Состав правонарушения

Дисциплина Правоведение в социальных сетях:
Фейсбук www.facebook.com/office.melnichenko/
ВКонтакте vk.com/pravovedenievsem

Пункт лекции №1: Понятие правонарушения
Правонарушение-это противоправное, описанное, социально вредное деяние деликтоспособного лица.
Пункт лекции №2: Виды правонарушения
Виды правонарушения делятся на:
-преступление
-проступки: административные, деликты, дисциплинарные, процессуальные, конституционные
Пункт лекции №3: Состав правонарушения
Существует 4 элемента состава правонарушения:
-объект (то на что «покушается правонарушение»)
-субъект (тот, кто привлекается к ответственности и он должен быть дееспособным)
-объективная сторона (деяние — результат)
-субъективная сторона (психологическое отношение лица к деянию: умысел, неосторожность).

Международное экономическое право (автаркия)


Мельниченко Р.Г., Международное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/international-law
Лекция прочитана в г. Волгограде 25 декабря 2015г.
План лекции.
1. Понятие международного экономического права.
2. Сущность и принципы международного экономического права.
3. Международное экономическое и международное частное право.
4. Источники международного экономического права.
5. Субъекты международного экономического права.
6. Международное торговое право.
7. Международное финансовое право.
8. Международное инвестиционное право.

Трудовое право как отрасль российской системы права (стрим Василия Шавина)


Лекция по трудовому праву.
1. Трудовое право как отрасль российской системы права
1.1. Понятие, предмет и метод трудового права
1.2. Задачи и функции трудового права
1.3. Соотношение трудового права с иными отраслями российской правовой системы

В начале лекции преподаватель рассказывает об открытии нового образовательного проекта под названием «трудовые среды», который необходим для создания качественных лекций.
Каждую среду до конца 2020 года еженедельно будут проводиться лекции по трудовому праву. Лекции будут проводиться в виде стримов, благодаря чему можно будет задавать интересующие вопросы.

Существует план лекции, вся теория будет разбита на части и после каждой части преподаватель будет задавать или спрашивать вопросы.
Далее преподаватель предоставляет слово своему коллеге.
Кому мы обязаны в появлении трудового права? «Виновниками» оказались дети и женщины. Именно их труд был одной из предпосылок, которая привела к появлению трудового права.

Обсуждение 1 вопроса лекции
В результате первой промышленной революции предпринимателям потребовалось больше рабочей силы, из-за чего все больше использовался труд женщин и детей. Но с течением времени правительство и люди стали понимать, что это ненормально. С тех пор начали приниматься законы, которые ограничили возраст детей, которых можно нанимать на работу. Установили ограничения некоторых видов работ для женщин.
Трудовое право – отрасль российского права, регулирующее отношения между работниками и работодателями.
Ответив на эти вопросы можно прийти к понимаю понятия трудового права:
1. Что такое труд?
Карл Маркс утверждает, что труд это целесообразная деятельность человека. Русские словари подтверждают это высказывание.
По сути, труд – это целесообразная деятельность, имеющая некую цель. Деятельность человека, которая направлена на удовлетворение его запросов.
2. Любой ли труд регулирует трудовое право?
3. Труд любых ли людей регулируют трудовое право?
Функции трудового права:
· Производственная – юр. Обеспечение экономики рабочей силой
· Защитная – 1) соц. защита; 2) соц. стабильность
Суть: одна функция противоречит другой и на передний план выходила то одна функция, то другая, что влияло на трудовое право.
Далее следует обсуждение интересующих вопросов.

Обсуждение 2 вопроса лекции
Предмет трудового права – общественные отношения, которые им регулируются.
Трудовое право регулирует два вида отношений:
1. Трудовые.
Признаки трудового отношения:
· Соглашение сторон
· Между работником и работодателем
· Работник трудится лично
· Работник подчиняется внутреннему распорядку
· Работник получает заработную плату
· Работодатель обеспечивает условия труда
2. Отношения, тесно связанные с трудовым \
Методы трудового права:
1. Императивный
2. Диспозитивный

Обсуждение 3 вопроса лекции
Суть отношений трудового и гражданского права:
Трудовое право исторически выделилось из гражданского и постепенно дальше от него отделяется.
Некоторые отношения уходят из гражданского права и переходят в трудовое и наоборот возвращаются обратно.
Тесная связь здесь состоит в том, что отношения, связанные с работой, гражданским правом тоже регулируются.
Одна из актуальных проблем: отделить трудовые отношения от гражданских.
Предпринимателю гораздо выгоднее заключать гражданско-трудовой договор, чем трудовой.
Суть отношений трудового и административного права:
Отношения выступают в виде качелей. Трудовое право применяется к служебным отношениям, не урегулированные специальными законами.
Видео канал Василия Шавина на Ютуб www.youtube.com/user/Vaseknn

#cтрим #Шавин #Трудовое право #лекция #отрасль #право

Наследство. Инструкция.


Наследство. Инструкция. Часть III
Гости эфира: Зинаида Ништ, нотариус, член Правления Московской городской нотариальной палаты.
Страница программы на нашем сайте:
finam.fm/archive-view/8768/
Там можно прослушать полную аудиоверсию этой программы.

Субъекты международного права


Мельниченко Р.Г., Международное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/international-law

Мельниченко Р.Г., Международное право. [Текст]: учеб. пособие / Р. Г. Мельниченко – Москва: Изд-во Солон-пресс, 2020. – 112 с. www.solon-press.ru/katalog/biblioteka-studenta/mezhdunarodnoe-pravo.-uchebnoe-posobie
youtu.be/QcIzXGo_DoY

1. Понятие субъектов международного права.
2. Признаки государства.
3. Проблемы правосубъектности государств.
4. Государство подобные образования.
5. Нации, борющиеся за самоопределение.
6. Международные организации.
7. Индивид.