Мельниченко Р.Г., Международное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/international-law
Лекция прочитана в г. Волгограде 29 декабря 2015г.
План лекции.
1. Понятие международного экологического права.
2. Принципы международного экологического права.
3. Субъекты международного экологического права.
4. Источники международного экологического права.
5. Воздушное пространство как объект международно-правовой охраны.
6. Водное пространство как объект международно-правовой охраны.
7. Биосфера как объект международно-правовой охраны.
8. Международные территории с особым междуанродно-экологическим статусом.
9. Запрещённые средства и методы войны в экологическом праве.
Содержание лекции.
1. Генезис международного права.
2. Понятие «международное право»
Генезис (род) — происхождение международного права.
Определение международного права Ф.Ф. Мартенса: «Под международным правом мы разумеем совокупность юридических норм, определяющих условия достижения народами своих жизненных целей в сфере взаимных их отношений».
Сущность международного права.
Теория согласования воль.
Теория прагматизма.
Тайм-коды:
0:00 Начало интервью
0:30 Екатерина одна из самых вдохновляющих людей 2020 года. В связи с этим вопрос: на что сегодня можно вдохновлять людей?
4:27 Первая волна пандемии коронавируса прошла и мы приблизились ко второй волне. Что сейчас происходит с обществом? Как оно меняется и изменилось? Отношения к государству, уровень доверия и НКО.
16:56 Дистанционное образование и жизнь в онлайн режиме
19:12 Смена поколений и поколенческие изменения
24:17 Активных горожан, которые хотят заниматься не только оппозиционной деятельностью, но и менять власть изнутри — таких становятся больше?
35:00 Как начальству наладить коммуникацию с гражданами (рассказ за пять минут)
40:10 Флагманность и развитие регионов РФ
«Редкая возможность – пообщаться с одним из самых авторитетных в стране экспертов в социальных и политических «материях»! Екатерина Шульман — политолог, кандидат политических наук, преподаватель, ведущая авторской программы на радио «Эхо Москвы», колумнист газеты «Ведомости» — и человек, который умеет очень эмоционально и образно говорить о том, что определяет ход нашей сегодняшней жизни. В Норильск она приехала по приглашению Агентства развития Норильска с лекцией «Трансформация ценностей: какие изменения труда и потребления ускорила пандемия». А после лекции «Северный город» с удовольствием воспользовался случаем поговорить о том, что волнует людей, живущих далеко от Москвы. И реплики Екатерины Шульман иногда так метко попадали «в яблочко» и наших местных событий, что не знаешь – плакать, или… смеяться?»
Тайм-коды (работы Азамата Батыровича):
0:00 — Начало лекции
0:56 Вступительная речь Екатерины Шульман
2:19 Что такое тренд и тенденция?
6:11 Трансформация ценностей, какие изменения труда и потребления ускорила пандемия
7:11 Динамика занятости с 1850 года по 2010 год (американская статистика)
14:38 Занятость в США: Где больше всего работают американцы (данные 2019 года)
17:02 Данные Всемирного Банка: меняющаяся природа труда
19:37 Количество рабочих часов в неделю: как все менялось с конца 19 века по нынешнее время
24:35 Данные опроса 2020 года: Хотели бы Вы чтобы на вашем рабочем месте была гибкость в отношении графика и времени
28:10 Количество городов с населением свыше 100.000 человек
29:10 Городские агломераций в США (данные с 2010 — 2018 год)
31:55 Уровень счастья и доместикация (одомашнивание) труда
34:00 Демографическая пирамида: данные по России (male / female)
37:50 Изменение цен на потребительские товары и услуги в США (с 1997 года)
40:07 Структура потребительских расходов россиян, %
43:24 Пять базовых тенденций, устренных пандемией
52:36 — ВОПРОСЫ ОТ ЗРИТЕЛЕЙ
53:00 — Вопрос про книгу Стивена Пинкера (в русском переводе)
1:00:00 — Вопрос про дешевый труд
1:03:54 — Как вы думаете, когда наше общество выйдет из экзистенциального застоя?
1:11:25 — Пандемия коронавируса для развития гражданского общества — это больше в плюс или уход в минус?
1:12:20 — Второй вопрос: стала ли пандемия причиной для введения запретительных инициатив недавно в Думе?
1:24:35 — Вопрос как к преподавателю и спикеру. Есть ли тонкости и лайфхаки для грамотного донесения информации для миллениалов и зумеров?
1:30:28 — Вы как-то говорили, что Норильск выпадает из трендов: что вы конкретно имели ввиду?
4 декабря в Норильском государственном индустриальном институте прошла заключительная в 2020 году лекция в рамках проекта «Городской конструктор, реализуемого Агентством развития Норильска и фондом развития гражданских инициатив «Диалог». Лекция была посвящена тенденциям труда и потребления, которые остановила или усилила пандемия.
Пандемия значительно ускорила распространение модели удаленной работы. Итоги проведенных опросов показывают, что 36% людей считают, что они эффективнее работают дома, чем в офисе. Достаточно высокий процент респондентов, говорят, что хотели бы продолжать работать из дома и после окончания пандемии. Самый популярный ответ: удаленная работа с регулярным посещением офиса.
Но чем это чревато? Переход в онлайн размывает многие «политые кровью» достижения профсоюзов и рабочего движения 19-20 веков. А именно: восьмичасовой рабочий день и пятидневную рабочую неделю. Людям кажется, что они сидят дома и поэтому находятся в каких-то привилегированных условиях. Действительно, это избавляет их от каждодневного перемещения по городу, но время, которое они тратили на проезд, теперь уходит на работу. «Неожиданно все те трудовые гарантии, которые так тяжело достигало человечество, оказываются под угрозой. Всемирная организация труда считает, что режим «восемь часов пять дней в неделю» — это то, что нужно защищать. Гибкие формы занятости — работа по временным контрактам, фриланс, обслуживание конкретного проекта — действительно расширяют возможности быть нанятыми. Но это уничтожает все трудовое законодательство. Онлайн-формы занятости очень часто не регулируются никакими трудовыми кодексами. Сейчас в разных странах мира, в том числе и в России, предпринимаются попытки принятия законопроектов, регулирующих дистанционные формы деятельности. Но сейчас это совершенно серая сфера».
Как пандемия повлияла на второй глобальный процесс — урбанизацию? Россия — страна сверхконцентрации трудовых ресурсов. Люди съезжаются в города и городские агломерации — это наш преимущественный тип расселения. В городах концентрируется занятость и экономическая жизнь в широком смысле. Такое перемещение — самый массовый для России процесс за последние 15 лет. Одновременно с этим мы наблюдаем и другой процесс — деурбанизацию. «Как это выглядит: крупные города наполняются людьми за счёт приезжающей молодежи. Естественного прироста за счёт рождаемости не происходит. И те люди, которые в этом городе уже повзрослели и что-то заработали, могут стремиться отъехать. И вирусная угроза, и переход в онлайн этот процесс ускорила. Социологи говорят, что в первую половину 2020 года из Москвы уехали три миллиона человек. Два миллиона вернулись в период межкарантинных послаблений. Один миллион потерялся где-то в Московской области, а также в средних и малых городах центральной России, где можно жить дешевле и комфортнее, чем в Москве, но при этом продолжать работать в столице». Это интересный и значимый процесс, который в нашей стране тормозится неразвитостью инфраструктуры: «Молодые семьи не поедут туда, где не будет нормальной школы для детей, пожилые — туда, где не будет медицинского обслуживания. Но если это частично перекрывается возможностями онлайна или вложениями в инфраструктуру регионов, этот процесс может стать более заметным».
Это учебное пособие уникально по двум причинам:
1. Автор даёт читателю пожизненную гарантию в том, что информация, содержащаяся в этом учебном пособии, будет актуальна на всём протяжении его жизни. Это связано с тем, что международное право крайне стабильно и автор выбрал только те положения, которые не менялись последние десятилетия.
2. Информация в данном учебном пособии актуальна для людей, изучающих международное право в любом учебном заведении Земного шара в связи с универсальностью самого международного права.
Ещё двумя бонусами учебного пособия, подготовленного на основе длительного преподавательского опыта автора, является наличие в свободном доступе его видео-лекций по всем темам, а так же использования в учебном пособии техник запоминания (мнемотехник) в формате опорных сигналов по каждой теме.
Настоящее учебное пособие может быть полезным:
— бакалаврам, готовящимся к испытаниям по дисциплине «Международное право»;
— всем тем, кто интересуется международно-правовыми отношениями.
План.
Введение
Понятие международного права
1. Термин «международное право».
2. Понятие «международное право».
3. Сущность международного права.
4. Международно-правовая терминология.
5. Международное право и смежные с ним феномены.
Генезис (происхождение) международного права
1. Государственная теория происхождения международного права.
2. Догосударственная теория происхождения международного права.
3. Постгосударственная теория происхождения международного права.
История международного права
1. Периодизации истории.
2. Договор Рамзеса II с хеттами.
3. Вестфальский конгресс.
4. Венский конгресс.
5. Конференция в Сан-Франциско.
Принципы международного права
1. Принцип самоопределения и территориальной целостности (нерушимости границ).
2. Принцип прав человека и невмешательства.
3. Принцип выполнения договоров и суверенного равенства.
4. Принципы право на войну и мирного разрешения споров.
5. Согласование принципов международного права.
Субъекты международного права
1. Теории о количестве субъектов международного права.
2. Государство как субъект международного права.
3. Проблемы государственной международной правосубъектности.
4. Государствоподобное образование.
5. Нации, борющиеся за самоопределение.
6. Международные организации.
7. Индивид как субъект международного права.
Международный институт признания
1. Дестинатор.
2. Теории признания.
3. Этапы признания государств.
4. Признание правительств.
Международный институт правопреемства
1. Теории правопреемства.
2. Правопреемство в отношении международных договоров.
3. Правопреемство в отношении собственности.
4. Правопреемство в отношении архивов.
5. Правопреемство в отношении долгов.
6. Цель института правопреемства.
Источники международного права
1. Договор.
2. Международный обычай.
3. Принципы международного права.
4. Прецеденты и доктрины.
Взаимодействие международного и национального права
1. Международный нормообмен.
2. Теории взаимодействия международного и национального права.
3. Понятие и виды имплементации.
Территория в международном праве
1. Виды территории (пространств) в международном праве.
2. Понятие государственной территории.
3. Состав государственной территории.
4. Изменение государственной территории.
5. Государственная граница.
Население в международном праве
1. Виды населения в международном праве.
2. Бипатриды.
3. Апатриды.
4. Иностранцы.
5. Беженцы.
Право внешних сношений
1. Понятие и история права внешних сношений.
2. Источники дипломатического права.
3. Функции дипломатических представительств.
4. Назначение и прекращение полномочий дипломатического представителя.
5. Привилегии и иммунитеты дипломатического права.
Право международных организаций
1. Генезис международной организации.
2. Понятие международной организации.
3. Источники права международных организаций.
4. Организация объединённых наций.
Право международных договоров
1. История права международных договоров.
2. Источники, понятие и принципы права международных договоров.
3. Создание и прекращение действия международного договора.
4. Оговорка и толкование международного договора.
Право вооружённых конфликтов
1. Понятие и источники права войны.
2. Театр и участники военных действий.
3. Начало и прекращение военных действий.
4. Средства и методы ведения войны.
Международное право прав человека
1. Термин «международное право прав человека».
2. Право войны и международное право прав человека.
3. Имплементация и права человека.
4. Принципы и право прав человека.
5. Человек как субъект.
6. Источники права прав человека.
7. Международные стандарты прав человека.
8. Международный механизм реализации прав человека.
Мельниченко Р.Г, Юридическая риторика: электронный учебник textbook.melnichenko.net/oratory.html
Занятие «Адвокатская риторика». Формат «Лекция-беседа».
Дисциплина: Адвокатура и правозащитная деятельность.
Дата проведения занятия: 2 февраля 2013 г.
Место проведения занятия: Россия, Волгоград, ул. Возрождения.
Модератор: Мельниченко Роман Григорьевич
Цели занятия:
запоминание и понимание структуры убедительной речи;
развитие компетенции связывания.
План лекции:
1. Понятие и виды правоотношений
2. Юридические факты и их классификация
3. Структура правоотношений
Пункт лекции №1: Правоотношения есть вид общественных отношений, установленных государством.
Правоотношения классифицируются по отраслям (например, конституционные — выборы, референдумы; уголовные, административные и так далее), по материальности/процессуальности, по времени (длящиеся — брак, одноразовые — переход на зелёный свет).
Пункт лекции №2: Юридические факты есть жизненные обстоятельства, устанавливающие, изменяющие и прекращающие правоотношения. Различие обычного факта («Я существую») и юридического заключается в наличии юридического подтверждения (наличие паспорта РФ значит, что Вы — гражданин РФ, например) последнего. Пример юридического факта, изменяющего правоотношения — брачный договор, а прекращающего — смерть человека.
Юридические факты делятся на действия и события. Действия полностью осознаны человеком, совершающим их, и могут быть правомерными и неправомерными (преступления и проступки). Наступление событий не всегда зависит от человека; они делятся на абсолютные (никак не зависящие от человека, коронавирус, например) и относительные (частично зависимые от человека, убийство во время драки, связанное с интоксикацией, например).
Юридические факты могут формировать юридический состав (минимум два факта). Иногда юридические последствия могут быть вызваны только юридическим составом, а не отдельными фактами (например, мужчина достиг 65 лет (событие) и обратился за начислением пенсии (действие), следствием стало получение пенсии).
Пункт лекции №3: Любое правоотношение обязательно состоит из трёх частей: объекта, субъекта и содержания. Объект — благо, из-за которого люди вступают в правоотношения (здоровье, пища, общение). Субъект — тот, кто вступает в правоотношения, физические и юридические лица (магазин «Магнит», церковь, государство). Может обладать правоспособностью (потенциальная возможность обладать правами и обязанностями), дееспособностью (способность своими действиями приобретать права и обязанности) и деликтоспособностью (способность человека причинить вред и подлежать юридической ответственности). Содержание есть права и обязанности (субъективные права и юридические обязанности).