Источники административного права


Мельниченко Р.Г., Административное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/administrative_law/administrative_law
Лекция прочитана в г. Волгограде 16 сентября 2016г.
1. Источники права.
2. Нормативно правовые акты.
3. Публичное и частное право.
1. Источники права — это способ, с помощью которого закрепляются нормы права.
Источником права в России является Конституция.
Конституция является первоисточником права в России, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы, любой акт, противоречащий Конституции, признается недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменен, либо изменен.
Также Конституция РФ разделяет власть на три независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент России не входит ни в одну из трех властей, а стоит над ними в качестве гаранта Конституции. Органы местного управления не являются частью государственной власти и решают вопросы местного значения самостаятельно.
Выделяют также следующие источники права:
• Нормативный правовой акт;
• Закон;
• Подзаконный нормативный правовой акт.
2. Нормативный правовой акт- официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа, иных социальных структур.
Правоприменительный акт- правовой акт, результат правоприменительной деятельности, содержащей индивидуальные, обязательные для исполнения правовые предписания. Из этого определения выходит понятия- пояснение.
Правоприменительная деятельность – не моментальный акт, а специфический процесс, состоящий из ряда нескольких последовательных стадий. Он осуществляется разными органами, по определенной процедуре. Нередко он регламентируется процессуальными нормами ( нормами УПК РФ, ГПК РФ, КоАП и др.) Эти нормы предусматривают последовательность действий лиц, участвующих в процессе применения права.
Акт толкования – это сложный и многогранный процесс. Существуют разные виды, способы, приемы, объемы толкования. В данном случае я имею введу, виды толкования по субъектам. В качестве субъекта толкования может выступать любое лицо, однако юридическое значение толкования, его обязательность для правоприменителей при этом будет неодинаковы. Они зависят от правового положения субъекта, толкующего норму права.
3.Нормативно правовые акты делятся на публичное и частное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признается в юриспруденции. Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами. Нормы, обеспечивающие общезначимые ( публичные ) интересы общества и государства, относятся к отраслям публичного права. Все остальные, т.е. те, которые имеют своим непосредственным назначение защиту частных интересов граждан, образуют отрасли частного права.
В публичное право входят: международное право, конституция, договоры между субъектами федерации и федераций. Все это в совокупности, является законами, законы в свою очередь делятся на 2 части: Конституционный закон и Федеральный закон.
Федеральный конституционный закон РФ- разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом- федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
Одним из видов нормативно- правового акта является подзаконный акт- который создается для того, что бы конкретизировать положения принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов. По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на: Указы, Постановления, Приказы.
Пример: Указы Президента, которые не могут отменить или изменить положения закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать законы.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.