Мельниченко Р.Г., Международное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/international-law
Лекция прочитана в г. Волгограде 11 декабря 2015г.
План лекции.
1. Понятие международного космического права: история, сфера действия, принципы.
2. Источники международного космического права.
3. Правовой режим космического пространства: ближний космос, дальний космос, геостационарная орбита, частичная демилитаризация.
4. Правовое положение Луны: запрет национализации, демилитаризация, исследование.
5. Правовое положение космонавтов.
6. Правовое положение искусственных космических объектов.
7. Ответственность в космическом праве.
28 апреля (вторник) с 11:00 по Мск.
Тема стрима «Уголовное право»
В ходе стрима будут рассмотрены основные темы уголовного права. Будут даны ответы на вопросы участников стрима.
Дисциплина «Правоведение» в социальных сетях:
ВКонтакте vk.com/pravovedenievsem
Фейсбуке www.facebook.com/office.melnichenko/
План лекции:
1. Латинское высказывание;
2. Введение в уголовное право;
3. Преступление;
4. Наказание;
5. Составы.
Пункт лекции № 1:
Lex prospicit, non respicit – Закон смотрит вперед, а не назад.
А) Данное высказывание активно используется в уголовном праве. Идея высказывания заключается в том, что закон обратной силы не имеет – «lex prospicit, non respicit».
Б) Предложения студентов с использованием данного латинского высказывания.
Пункт лекции № 2:
А) Уголовное право отличается от других отраслей тем, что у него всего лишь один источник: Уголовный Кодекс.
В УК можно выявить две задачи уголовного права: охрана прав человека (право на жизнь и др.) и превентивность (носящий предупредительный характер), для того, чтобы люди знали, что за совершение каких-либо преступлений наступает ответственность.
В основе уголовного права лежат следующие принципы, которые обязательно должны соблюдаться: законность, равенство перед законом, вина (объективное обвинение), справедливость, гуманизм.
Преступление существует лишь в том случае, если существует четыре элемента: объект (то благо, на которое покушается человек), субъект (тот, кого могут наказать( с 16 лет; с 14 – ст.205 УК РФ; невменяемых людей к ответственности не привлекаются )) объективная сторона, состоящая из деяние результат, субъективная сторона, состоящая из умысла и неосторожности.
Б) Ответы преподавателя на вопросы студентов.
Пункт лекции № 4:
А) Наказания делятся на два вида: основные (могут быть назначено) и дополнительные (добавляются к другим наказаниям).
К основным видам относятся: — смертная казнь;
— пожизненное лишение свободы;
— лишение свободы на срок;
— ограничение свободы;
— обязательные работы;
— штраф.
К дополнительным относятся штраф, цацки, лишение права заниматься какой-либо деятельности.
Б) Ответы преподавателя на вопросы студентов.
Пункт лекции № 5:
А) Составы, необходимые запомнить:
— против личности (ст. 105 УК РФ – убийство);
— половая неприкосновенность (ст. 131 УК РФ – изнасилование);
— нарушение конституционных прав (ст. 136 УК РФ – дискриминация);
— против собственности (ст. 158 УК РФ – кража);
— преступление против общественного порядка (ст. 222 УК РФ – ношение/хранение оружия);
— против здоровья населения (ст. 228 УК РФ – распространение/употребление наркотических средств);
Б) Ответы преподавателя на вопросы студентов.
#cтрим #Мельниченко #Правоведение #Уголовное право
Мельниченко Р.Г., Международное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/international_law.html
План лекции.
1. Теории о сущности территории в международном праве.
2.Виды территории.
3. Состав государственной территории.
4. Государственная граница.
Понятие и виды территории.
Понятие и классификация территории в международном праве.
Виды территории в международном праве: государственная, смешанная, международная.
Государственная территория — это территория, находящаяся под суверенитетом государства.
Смешанная территория — территория, на которую распространяется ограниченный суверенитет государства.
Международная территория — территория, которая не относится к государственной территории и территории со смешанным режимом.
Понятие государственной территории.
Представлены две теории о понятии «государственная территория».
Теории о сущности территории в международном праве: теория объекта, теория компетенции.
Теория объекта — территория государства та, которая ограничена государственными границами.
Теория компетенции — территория государства та, где находятся люди, подчиняющиеся воле государства.
Состав государственной территории.
Представлен состав государственной территории: сухопутная, водная, воздушная, условная территория.
Состав государственной территории: сухопутная, водная, воздушная, условная территория.
Водная территория: реки, озёра,
Воздушная территория — столб воздуха над сухопутной и водной территорией.
Условная территория: суда, дипломатические представительства.
Изменение государственной территории.
Представлены такие способы изменения государственной территории как: плебисцит, цессия, аннексия.
Государственная граница.
Понятие и классификация государственных границ.
Государственная граница — это плоскость, в которой заключена государственная территория.
Виды государственных границ: сухопутная, водная, воздушная.
Международные реки.
Определение и статус международной реки.
Правовые режимы Антарктики и Арктики.
На какие периоды традиционно делится история римского права? Как описывается право римлян в «Институциях» Гая? И что представляет собой система римского права, развитая Ульпианом? Об этом рассказывает кандидат юридических наук Александр Марей
Лекция 8 декабря с 11:00 мск.
Создать свою цифровую тень — это пол дела. Необходимо наладить прочную связь между тем, кто отбрасывает эту тень и самой тенью. Для этого есть простые правила, простые приёмы о которых и пойдёт речь в ходе мероприятия.
Место проведения — Точка кипения, г. Волгоград.
Интерактивная лекция для магистров по дисциплине«Технологии правозащитной деятельности». Тема года «Технология цифровой тени».
#cтрим #Мельниченко #РоманМельниченко #Роман_Мельниченко #Технология_юридической_деятельности #цифровая_тень #цифровая_тень_юриста #цифровой двойник #Legal tech #точка_сборки #портал
План занятия:
1. Разминка 4:50
2. Понятие управление 22:40
3. Родовое понятие 27:07
4. Этимология управления 39:14
5. Понятие административного права через управление 42:05
6. Тренинг по теме 1:04:54
Разминка:
Составление предложения с латинской фразой: Vox populi — vox dei — Глас народа глас божий.
К примеру, руководителю государства, будь то президент или монарх, необходимо помнить, что Vox populi — vox dei — Глас народа глас божий.
Сердцем административного права (его центром) является управление.
Пункт лекции №1:
Понятие управления можно описать, используя следующие элементы:
1. субъект – тот, кто управляет;
2. объект- то, чем управляют;
3. цель управления – субъект воздействует на объект с определенной целью.
Пункт лекции №2:
Соотношение понятий в управлении можно представить в виде кругов Эйлера, которые модернизированы в данной лекции в форму руки.
Самым широким понятием является родовое понятие — биологическое управление (буквально физическое). Пример: чашка кофе в руке, которой управляет человек; управление пастухами скота с использованием физической силы.
Внутри биологического управления – социальное, что является управлением мыслящими существами. Пример: управление ребёнком матерью с помощью речи.
Третий вид – государственное управление, когда огромная институция (государство) со своими целями и задачами управляет людьми. Сначала люди формируют государство, а затем государство начинает управляет людьми. Таким образом, административное право – это система государственного управления, с помощью которого государство и управляет людьми. Пример: государство Франции управляет французским народом.
Пункт лекции №3:
Этимология – это корень слова, т.е. то, что было изначально. Например: история развития слова; классическая работа с именами – этимология имени Виктория это «победа».
Управление — от латинского слова «служить» (ad ministrare), т.е. служить кому-то. Изначально это был римский народ, которому служили специальные люди – сенаторы, министры. Затем через французский язык это слово пришло к нам.
Пункт лекции №4:
Административное право с позиции государственного управления – это отрасль права, которая устанавливает процедуру государственного управления. Ключевым словом является процедура (идея ритуала). В нашем социуме управление происходит через ритуал (действо, которое разбито на определенные этапы), при помощи которого происходит значимое событие. Например: ритуал свадьбы; ритуал лекции, состоящей из разминки, лекционной части и рефлексии.
Ответы лектора на интересующие студентов вопросы:
1 вопрос: Какое место занимает человек в управлении?
Ответ: человек может быть как субъектом, так и объектом.
2 вопрос: Социальное управление всегда ли было родовым понятием для государственного?
Ответ: исторически было социальное управление, более ранняя стадия, а затем возникло государство, что впоследствии повлекло возникновение государственного управления.
3 вопрос: Как тесно связано биологическое и социальное управление?
Ответ: связаны не то, чтобы тесно, а является одним и тем же- социальное управление является видом биологического.
4 вопрос: Что может быть субъектом, а что объектом?
Ответ: К примеру, в разговоре между лектором и студентом, объект – студент, субъект – лектор, цель – углубленное изучение материала лекции
анятие по дисциплине «Административное право».
План лекции:
1. NOMEN
2. Источники
3. Адвокаты в административном процессе
5. Ответственность адвоката
Пункт занятия №1: NOMEN
Юристы делятся на несколько видов, и одним из этих видов является адвокат.
Адвокат – это лицо получившее статус адвоката и право заниматься адвокатской деятельностью.
Это человек, который помогает другим людям в случае юридической опасности.
Государство регулирует эту деятельность. В России это произошло с 1866 года.
Способы регулирования:
— Государство указывает структуру адвокатуры
— Государство указывает, как адвокаты должны вести себя в разных видах процессов (уголовном, гражданском, административном)
В 2002 году государство сделало список адвокатов (Реестр), а также адвокатскую палату.
Адвокатская палата – это организация, контролирующая адвокатов и их деятельность.
Вопрос от пользователя программы YouTube: Но почему нужно отрабатывать какое о время, подтверждать свой статус адвоката и т.д? Почему я не могу стать адвокатом сразу после окончания ВУЗа?
Ответ Мельниченко Р.Г.: Я полностью присоединяюсь к вашему возмущению. Вы еще не все перечислили. Я считаю, что это избыточное регулирование адвокатской деятельности и нужно допускать всех, кто имеет диплом юриста.
Вопрос от пользователя программы YouTube: Что входит в адвокатскую деятельность?
Ответ Мельниченко Р.Г.: Консультирование, составление документов (исковое заявление, отзыв на исковое заявление, заявление на возбуждение уголовного дела и т.д.), представительство (когда адвокат идет вместо вас в гражданском процессе или идет вместо вас).
Пункт занятия №2 Источники
— КОАП – защитник, представитель.
— УПК- участие защитника (по уголовным делам) и представителя. ( как представитель должен себя вести и т.д)
— ГПК — участие представителя
— ФЗ-63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» – кто такой адвокат, что такое адвокатская палата, о реестрах.
— Кодекс профессиональной этики адвокатов. (нельзя ругаться матом и т.д)
Пункт занятия №3 Виды адвокатских организаций.
— Адвокатские палаты (Волгоградской области и ФПА в Москве) и туда и туда адвокаты платят деньги на содержание этих палат.
— Адвокатские фирмы (4 вида):
· кабинет
· бюро
· консультация
· коллегия
Пункт занятия №4 Адвокаты в административном процессе
Адвокаты в административном процессе бывают редко.
В административном процессе адвокат может выступать в качестве защитника, но кроме адвоката, могут защищать и любые другие люди с высшем образованием.
Права адвоката:
— знакомиться с делом
— представлять доказательства в деле
— обжаловать решения
Обязанности адвоката:
— доказать, что он может участвовать в деле (должен представить ордер или доверенность на представительство по административным делам).
Пункт занятия №5 Ответственность адвоката
Для адвокатов нет специальных статей как у экспертов, но у адвокатов есть квалификационная комиссия и совет палат.
То есть если адвокат что-то нарушил можно написать жалобу в комиссию и тогда она скажет, что это «нехорошо», а совет накажет (например, лишить статуса адвоката)
Вопрос от пользователя программы YouTube: В чем отличие адвокатских фирм?
Ответ Мельниченко Р.Г.: В частности по количеству, если в кабинете один адвокат, то в других два и более. Также по ответственности, в коллегии она меньше, чем в бюро. Есть и другие отличия. Самые распространенные виды коллегия, и кабинет.
Вопрос от пользователя программы YouTube: Какие есть права только у адвокатов?
Ответ Мельниченко Р.Г.: Только адвокат может быть защитником по уголовным делам. Просто юрист не может. У них есть различные иммунитеты. Его нельзя обыскать, так как у них могут быть документы об их доверителях.
Вопрос от пользователя программы YouTube: Какое самое важно право есть у адвоката?
Ответ Мельниченко Р.Г.: Право на защиту по уголовным делам.
Вопрос от пользователя программы YouTube: Может ли подозреваемый сам себя защитить?
Ответ Мельниченко Р.Г.: Да, может, но это не обязательно для следователя или суда. Они могут назначить в обязательном порядке, поэтому получается, что такого права нет.
Вопрос от пользователя программы YouTube: В чем отличие адвокатской палаты от фирмы?
Ответ Мельниченко Р.Г.: Фирму можно выбрать, перейти из одной в другую, учредить другую и так далее. А в палате адвокат должен обязательно состоять. Нет выбора, если он живет в Москве, то в Московскую палату, если в Волгограде, то в Волгоградской.
Вопрос от пользователя программы YouTube: Кто регулирует адвокатскую деятельность?
Ответ Мельниченко Р.Г.: Государство и адвокатские чиновники.
Вопрос от пользователя программы YouTube: Что должен сделать адвокат, чтобы лишиться статуса?
Ответ Мельниченко Р.Г.: Покритиковать судью. Прийти в бандане в суд.
ytimg.preload(https://r12---sn-axq7sn76.googlevideo.com/generate_204);ytimg.preload(https://r12---sn-axq7sn76.googlevideo.com/generate_204?conn2);Фильм об истории российской адвокатуры — YouTube<link rel=«alternate» type=«application/json oembed» href=«www.youtube.com/oembed?format=json