Сферы регулирования административного права


План лекции:
1.Общая информация о сферах управления.
2. Компоненты сферы управления.

Пункт лекции №1: Через административное право происходит наблюдение за обществом, а точнее управление различными отраслями. Административное право здесь и сейчас.

Пункт лекции №2: Регулирование в сфере транспорта. Необходимо регулирование дорожного движения, которое осуществляется по средствам административного права.

Пункт лекции №3: Регулирование в сфере здравоохранения. Если человек заболел, он идет в поликлинику или больницу, то есть необходимо регулирование в данной сфере, которое осуществляется по средствам административного права.

Пункт лекции №4: Регулирование в сфере образования. Только по средствам административного права государство может регулировать сферу образования. Примером служит аккредитация, ВУЗ должен выдавать дипломы государственного образца, чтобы они имели своё значение.

Пункт лекции №5: Регулирование в сфере судебно-экспертной деятельности. Экспертная деятельность обязательно регулируется государством, через административное право.

Государственное управление и административное право


План лекции:
1. Понятие управление
2. Родовое понятие
3. Этимология управления
4. Понятие административного права через управление

Пункт лекции №1: Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления, в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.

Государственное управление –( широком понимании)- это деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, (в узком понимании) – это подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Пункт лекции №2: Родовое понятие — понятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов. Родовое понятие является подчиняющим понятием, в состав которого входят меньшие по объему видовые понятия.

Пункт лекции №3: Этимология — раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. А также — методика исследований, используемых при выявлении истории происхождения слова и сам результат такого выявления.

Этимология управления- Происходит от у- правление, далее от древне-русского правлєниѥ «управление чем-либо», производное с суффиксом.

Пункт лекции №4: Административное право как одна из важнейших базовых отраслей публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, то есть осуществляемого от имени общества, государства.

Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

Административное правонарушение (понятие, состав)


План лекции:
1. Правонарушение. 0:44
2. Признаки административного правонарушения. 4:28
3. Состав административного правонарушения. 16:00

Пункт лекции №1.
Правонарушение представлено в виде конструкции (схемы), при помощи которой определяется наличие и состав правонарушения.
При помощи данной конструкции (шаблонов) юристы определяют, совершено правонарушение или нет.

Пункт лекции № 2:
Признаки административного правонарушения: (только при наличии этих 4 признаков можно сказать, что данное деяние является правонарушением)
А) общественная опасность (в совершенном действии (деянии) должна присутствовать общественная опасность)
Б) виновное (человек совершивший правонарушение должен иметь психическое отношение к данному действию)
В) деяние (поведение человека, проявляющееся в действии или бездействии)
Г) список (совершенное деяние должно входить в список правонарушений КОАП)

Пункт лекции №3:
Состав административного правонарушения (4 признака, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением):
А) Объект административного правонарушения (благо, которое нарушается или на которое посягает человек, совершая административное правонарушение)
Б) Объективная сторона административного правонарушения: (состоит из трех элементов)
— действие
— последствие
— причинно-следственная связь
В) Субъект административного правонарушения (физическое или юридическое лицо, совершившее деяние (правонарушение))
Г) Субъективная сторона административного правонарушения (психическое отношение субъекта к совершенному им деянию)
Состоит всегда из 2 видов:
— умысел
— неосторожность

Введение в административную ответственность


План лекции:

1. Понятие административной ответственности

2. Принципы административной ответственности

3. Составы административных правонарушений

4. Наказание административное

5. Административный процесс

II Участники: Студенты групп СЭ-151 и СЭ-152 курса направления подготовки по специальности «Судебная экспертиза» Волгоградского государственного университета. Наиболее активные студенты, участвовавшие в процессе обсуждения лекции: Нестерова Ольга (СЭ-151), Салыев Юнис (СЭ-152). III Концепты: Пункт лекции №1: Административная ответственность — вид юридической ответственности, который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения. Административная ответственность регламентируется Кодексом РФ об Административных Правонарушениях.

Пункт лекции №2: Принципы административной ответственности следующие: принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Пункт лекции №3: Состав административного правонарушения образуют четыре элемента: Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.

Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями. Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо. Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности, цель.

Пункт лекции №4: Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

· предупреждение;

· административный штраф;

· конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

· лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

· административный арест;

· административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

· дисквалификация;

· административное приостановление деятельности;

· обязательные работы;

· административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Вышеуказанные виды административных наказаний установлены в ст. 3.2 КоАП РФ.

Пункт лекции №5: Административный процесс (административное производство) — это урегулированная нормами административно-процессуального права (в частности, по делам об административных правонарушениях — разделами III-V КоАП РФ) деятельность уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также судей по возбуждению, рассмотрению и разрешению административных дел, включая:

· лицензионно-разрешительное производство;

· регистрационное производство; · производство по принятию правовых актов;

· производство по делам о поощрении; · производство по делам о дисциплинарных проступках;

· производство по обращениям (предложениям, заявлениям и жалобам) граждан; · производство по делам об административных правонарушениях;

· процедуру трёхстороннего разрешения административно-правовых споров (то есть споров, вытекающих из властных отношений) в любом органе государства и при любом способе организации такого рассмотрения (эти способы будут составлять разновидности административного процесса)

Выделяют также производство по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба, производство по делам об изобретениях, открытиях и патентах, производство по исполнению постановлений о наложении административных взысканий и другое.

Теория административного права


План лекции:

1. Теория административной ответственности.

2. Сфера управления.

3. Административная ответственность.

II. Участники: Студенты групп СЭ-151 и СЭ-152 5 курса направления подготовки по специальности «Судебная экспертиза» Волгоградского государственного университета. Наиболее активные студенты, участвовавшие в процессе обсуждения лекции: Юдкина Анастасия СЭ-152, Кондолова Анна СЭ-152 Нестерова Ольга СЭ-152.

III. Концепты:

Пункт лекции №1:

1.) Сущность административного права — это управление. При помощи ад. права управляют людьми (субъектами права). Т.е. Административное право- это отрасль, чтобы можно было управлять людьми.

2.) Предмет и методы ад. права. Предмет-это то, где работает административное право. Метод — у ад. права есть инструментарий, при помощи которого можно заставить людей что-то делать. Этот метод задаётся вопросом: «КАК повлиять на людей?!».

3.) Источники ад. права. В административном праве есть два вида источника.

4.) Кто управляет и кем управляют. Исполнительная власть — та власть, которой даётся инструментарий для управления (государственная служба). А управляемые — это субъекты S (индивидуальны).

Всё административное право за семь минут


Мельниченко Р.Г., Административное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/administrative_law/administrative_law
Видеолекции по дисциплине «Административное право»

Вводные лекции
Административное право в системе правоведения youtu.be/hKmtLXj8VZQ
Всё административное право youtu.be/7AxN6Lfl6Rw

Лекции по теории административного права
Теория административного права youtu.be/RvOLo5Ydjm8
Государственное управление youtu.be/9OBINScf8b8
Предмет и метод административного права youtu.be/QE1gFAHEsBs
Источники административного права youtu.be/ObIek4QXFjA
Коллективные субъекты административного права youtu.be/rUjlusVxmRY
Индивидуальный субъект административного права youtu.be/mDvAlq1C7gQ
Органы исполнительной власти youtu.be/ZCGcVQH3W8M
Государственная служба youtu.be/D42B35uk2qs

Лекции по сферам административного регулирования
Сферы административного регулирования youtu.be/1j7S2S1u3Kg
Административно-правове регулирование экспертной деятельности youtu.be/CUkEseCx89w

Лекции по административной ответственности
Административная ответственность youtu.be/MFK5WG74r2A
Принципы, презумпции и аксиомы в административном праве youtu.be/w0RmAHWoyrg
Составы административных правонарушений youtu.be/B6bKoSjN8lo
Административные наказания youtu.be/mWU_hI8zOCU
Административный процесс youtu.be/Hx3jLxJKNdE

План лекции:

1. Административное право: понятие, образ визуализации;

2. Макет административного права:

2.1. Теоретические вопросы административного права;

2.2. Сферы управления административного права;

2.3. Административная ответственность.

Пункт лекции №1:
А) Административное право от слова «administrare», что означает управлять. Государство управляет юридическими и физическими лицами при помощи административного права.
Б) Образ визуализации административного права: самый яркий представитель государства полицейский, это человек, который осуществляет управление;
Пункт лекции № 2: Административное право очень большое, оно трудно для восприятия и понимания студентами, поэтому для улучшения его усваивания обучающимися, административное право разделяется на три части:
Пункт лекции № 2.1: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. В этом пункте источники административного права, субъекты и пр.;
Пункт лекции №2.2: СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ. Государство управляет социумом и в этом обществе есть определённые разные сферы.
Пример сферы управления: 1. Образовательная сфера управления (регулируется Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации); 2. Юридическая сфера управления (регулируется Министерством юстиции Российской Федерации); 3. Медицинская сфера управления (регулируется Министерством здравоохранения Российской Федерации).
Пункт лекции №2.3: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Наиболее яркая и доступная часть. Содержит в себе меры наказания за несоблюдение норм административного права.
Пример несоблюдения норм, закреплённых в сферах управления: 1. Переход пешеходом дороги на красный цвет светофора (Статья 12.29 КОАП РФ); 2. Нарушение человеком порядка проведения митинга (Статья 20.2. КоАП РФ).

Коллективный субъект административного права


План лекции:

1. Коллективный субъект;
А)Виды коллективного субъекта. Классификации.
Б) Признаки юридических лиц.
В) Администрирование коллективных субъектов или организаций.

Пункт лекции №1:

1) Коллективный субъект — это правовая фикция.
*правовая фикция-это то чего не существует на самом деле, но что существует.
А) Виды коллективных субъектов:
Организации – это организации, которые видит государство;
Пример: СМИ — государство регулирует СМИ, но не является Юр. лицом. Но чтобы заниматься этой деятельностью, необходимо зарегистрировать СМИ. Поэтому оно попадает под гос. регулирование.
Юридические лица – делятся на две части: коммерческие и некоммерческие.
Б) Признаки юридического лица- административное право пользуется теми понятиями, что существуют в гражданском праве. Гражданское право-это частное право. И в нём есть 1 ч., где описывается понятие юр. лица.
-Реестр — юр. лицо всегда введено в реестр (коммерческий и некоммерческий).
-Цель — у юр. лиц есть 2 цели: коммерческая (получение прибыли) или некоммерческая цель (религиозная, волонтёрская).
-Баланс — это доходы и расходы.
В) Администрирование коллективных субъектов или организаций- имеет 3 способа:
-Регистрация — как управляют коллективными субъектами.
-Контроль – с помощь этой процедуры и осуществляется администрирование юр. лиц.
-Прекращение — контролировать вход и выход из корпорации.

Индивидуальные субъекты административного права


План лекции:
1. Определение субъекта административного права
2. Административные права и обязанности
3. Специальный статус в административном праве
4. Иностранцы и лица без гражданства

Пункт лекции №1: А) Перечисление видов субъектов административного права.
Субъектами административного права могут быть физические лица, юридические лица, государство и индивидуальные предприниматели (особые участники).
Б) Признаки физического лица, позволяющие ему участвовать в административно-правовых отношениях: дееспособность, правоспособность и деликтоспособность.

Пункт лекции №2: А) Административные права и обязанности у физического лица могут быть различными в первую очередь в зависимости от его гражданства, то есть: а) является ли лицо гражданином данного гос-ва б) это лицо является иностранным гражданином по отношении к данному гос-ву в) данное лицо – апатрид.
Б) Что такое гражданство? Откуда оно возникает? В чем отличие права почвы от права крови?
В) Правовой статус гражданина – определение. Примеры прав и обязанностей гражданина.
Пример права: право на здравоохранение в регионе, где проживает данное лицо.
Пример обязанностей: обязанность проходить военные сборы.

Пункт лекции №3: Некоторые лица в административном праве обладают некоторыми скажем так привилегиями по отношению к другим лицам, это выражается в их специальном статусе, который может быть обусловлен: нахождением лица под опекой, участие субъекта в разрешительных системах (получение разрешения на что-то, например, на ношение оружие, что предусматривает и возникновение обязанностей у данного лица), участие лица в деятельности поднадзорных и режимных объектов (например военные объекты и т.д.).

Пункт лекции №4: Кто такой «иностранец» и какие он имеет права в чужом гос-ве? Что произойдет с человеком, если он лишится паспорта?

Источники административного права


Мельниченко Р.Г., Административное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/administrative_law/administrative_law
Лекция прочитана в г. Волгограде 16 сентября 2016г.
1. Источники права.
2. Нормативно правовые акты.
3. Публичное и частное право.
1. Источники права — это способ, с помощью которого закрепляются нормы права.
Источником права в России является Конституция.
Конституция является первоисточником права в России, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы, любой акт, противоречащий Конституции, признается недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменен, либо изменен.
Также Конституция РФ разделяет власть на три независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент России не входит ни в одну из трех властей, а стоит над ними в качестве гаранта Конституции. Органы местного управления не являются частью государственной власти и решают вопросы местного значения самостаятельно.
Выделяют также следующие источники права:
• Нормативный правовой акт;
• Закон;
• Подзаконный нормативный правовой акт.
2. Нормативный правовой акт- официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа, иных социальных структур.
Правоприменительный акт- правовой акт, результат правоприменительной деятельности, содержащей индивидуальные, обязательные для исполнения правовые предписания. Из этого определения выходит понятия- пояснение.
Правоприменительная деятельность – не моментальный акт, а специфический процесс, состоящий из ряда нескольких последовательных стадий. Он осуществляется разными органами, по определенной процедуре. Нередко он регламентируется процессуальными нормами ( нормами УПК РФ, ГПК РФ, КоАП и др.) Эти нормы предусматривают последовательность действий лиц, участвующих в процессе применения права.
Акт толкования – это сложный и многогранный процесс. Существуют разные виды, способы, приемы, объемы толкования. В данном случае я имею введу, виды толкования по субъектам. В качестве субъекта толкования может выступать любое лицо, однако юридическое значение толкования, его обязательность для правоприменителей при этом будет неодинаковы. Они зависят от правового положения субъекта, толкующего норму права.
3.Нормативно правовые акты делятся на публичное и частное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признается в юриспруденции. Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами. Нормы, обеспечивающие общезначимые ( публичные ) интересы общества и государства, относятся к отраслям публичного права. Все остальные, т.е. те, которые имеют своим непосредственным назначение защиту частных интересов граждан, образуют отрасли частного права.
В публичное право входят: международное право, конституция, договоры между субъектами федерации и федераций. Все это в совокупности, является законами, законы в свою очередь делятся на 2 части: Конституционный закон и Федеральный закон.
Федеральный конституционный закон РФ- разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом- федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
Одним из видов нормативно- правового акта является подзаконный акт- который создается для того, что бы конкретизировать положения принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов. По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на: Указы, Постановления, Приказы.
Пример: Указы Президента, которые не могут отменить или изменить положения закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать законы.