Понятие административной ответственности


Мельниченко Р.Г., Административное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/administrative_law
I План лекции:
1. Способы управления.
2. Понятие «Административная ответственность».
3. Понятие административной ответственности от рода к виду.
4. Признаки административной ответственности.

А) Сердце административного права — это управление.
Б)Управляют тремя способами:
— побуждение – «способ невероятный»: Пример: «Выучи, пожалуйста», это обычно не работает.
— поощрение – «угощать чем-то, чтобы он сделал что-то».
— принуждение – «самый действенный способ управления».
Такая сфера, как административная ответственность – самая важная.

Пункт лекции №2:
А) В административном праве много чего: есть и субъекты административного права, есть и сферы, в которых административное право регулирует отношения, но одно из ключевых частей административного права, та часть, которую знают большинство населения, потому что часто люди это видят, часто сталкиваются с этим в своей жизни – это АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Б) Административная ответственность – это способность лица нести неблагоприятные последствия за свои действия. Это определение дано с позиции того, кого наказывают.
Административная ответственность – это такой институт, когда человек понимает, за что он к ней привлекается. Нельзя привлечь к административной ответственности маленького ребенка и животного, потому что он не понимает.
Нести административную ответственность – это способность, дар человека.

Пункт лекции №3:
А) В социуме есть такое понятие, как социальная ответственность – это широкий инструментарий ( в какой-либо группе, семье и т.д.)
Внутри социальной ответственности есть еще и свой вид ответственности – это юридическая ответственность. Этим видом ответственности занимаются юристы. Она всегда закреплена.
Моральная ответственность – «прослойка» между социальной и юридической ответственностями.
Б) Виды юридической ответственности:
— Уголовная (пример: убийство)
— Гражданская (пример: поцарапать машину кому-либо)
— Дисциплинарная (пример: ответственность работника перед работодателем)
— Административная (самый большой институт из ответственностей, пример: работник ПДД налагает штраф за переход в неположенном месте).

Пункт лекции №4:
А) Признаки – это то, что отличает административную ответственность от других видов ответственности.
Признаки административной ответственности:
— источники;
— субъекты;
— тяжесть.
Б) Рассмотрим подробно каждый признак, и чем они отличаются от других ответственностей.

Сферы регулирования административного права


План лекции:
1.Общая информация о сферах управления.
2. Компоненты сферы управления.

Пункт лекции №1: Через административное право происходит наблюдение за обществом, а точнее управление различными отраслями. Административное право здесь и сейчас.

Пункт лекции №2: Регулирование в сфере транспорта. Необходимо регулирование дорожного движения, которое осуществляется по средствам административного права.

Пункт лекции №3: Регулирование в сфере здравоохранения. Если человек заболел, он идет в поликлинику или больницу, то есть необходимо регулирование в данной сфере, которое осуществляется по средствам административного права.

Пункт лекции №4: Регулирование в сфере образования. Только по средствам административного права государство может регулировать сферу образования. Примером служит аккредитация, ВУЗ должен выдавать дипломы государственного образца, чтобы они имели своё значение.

Пункт лекции №5: Регулирование в сфере судебно-экспертной деятельности. Экспертная деятельность обязательно регулируется государством, через административное право.

Государственное управление и административное право


План лекции:
1. Понятие управление
2. Родовое понятие
3. Этимология управления
4. Понятие административного права через управление

Пункт лекции №1: Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления, в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.

Государственное управление –( широком понимании)- это деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, (в узком понимании) – это подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Пункт лекции №2: Родовое понятие — понятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов. Родовое понятие является подчиняющим понятием, в состав которого входят меньшие по объему видовые понятия.

Пункт лекции №3: Этимология — раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. А также — методика исследований, используемых при выявлении истории происхождения слова и сам результат такого выявления.

Этимология управления- Происходит от у- правление, далее от древне-русского правлєниѥ «управление чем-либо», производное с суффиксом.

Пункт лекции №4: Административное право как одна из важнейших базовых отраслей публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, то есть осуществляемого от имени общества, государства.

Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

Введение в административную ответственность


План лекции:

1. Понятие административной ответственности

2. Принципы административной ответственности

3. Составы административных правонарушений

4. Наказание административное

5. Административный процесс

II Участники: Студенты групп СЭ-151 и СЭ-152 курса направления подготовки по специальности «Судебная экспертиза» Волгоградского государственного университета. Наиболее активные студенты, участвовавшие в процессе обсуждения лекции: Нестерова Ольга (СЭ-151), Салыев Юнис (СЭ-152). III Концепты: Пункт лекции №1: Административная ответственность — вид юридической ответственности, который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения. Административная ответственность регламентируется Кодексом РФ об Административных Правонарушениях.

Пункт лекции №2: Принципы административной ответственности следующие: принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Пункт лекции №3: Состав административного правонарушения образуют четыре элемента: Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.

Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями. Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо. Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности, цель.

Пункт лекции №4: Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

· предупреждение;

· административный штраф;

· конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

· лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

· административный арест;

· административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

· дисквалификация;

· административное приостановление деятельности;

· обязательные работы;

· административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Вышеуказанные виды административных наказаний установлены в ст. 3.2 КоАП РФ.

Пункт лекции №5: Административный процесс (административное производство) — это урегулированная нормами административно-процессуального права (в частности, по делам об административных правонарушениях — разделами III-V КоАП РФ) деятельность уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также судей по возбуждению, рассмотрению и разрешению административных дел, включая:

· лицензионно-разрешительное производство;

· регистрационное производство; · производство по принятию правовых актов;

· производство по делам о поощрении; · производство по делам о дисциплинарных проступках;

· производство по обращениям (предложениям, заявлениям и жалобам) граждан; · производство по делам об административных правонарушениях;

· процедуру трёхстороннего разрешения административно-правовых споров (то есть споров, вытекающих из властных отношений) в любом органе государства и при любом способе организации такого рассмотрения (эти способы будут составлять разновидности административного процесса)

Выделяют также производство по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба, производство по делам об изобретениях, открытиях и патентах, производство по исполнению постановлений о наложении административных взысканий и другое.

Международное право вооружённых конфликтов


Мельниченко Р.Г., Международное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/international-law
Содержание лекции.
1. Введение в право вооружённых конфликтов.
2. Начало войны.
3. Участники военных действий.
4. Средства войны.
5. Методы войны.
6. Окончание войны.
Гуго Гроций идентифицировал право войны (О праве войны и мира).
Сыновья Бога Ареса: Деймос, Фобос, Эрос.
Право вооружённых конфликтов — право, призванное уменьшить бедствия войны.
Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (Гаага 1907).
Война противоречит всем принципам международного права.

Международное морское право


Мельниченко Р.Г., Международное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/international-law
1. Понятие «международное морское право».
2. Источники международного морского права.
3. Внутренние морские воды.
4. Территориальные воды.
5. Воды со смешанным режимом.
6. Международные воды.
7. Международные проливы.
Понятие «международное морское право».
Международное морское право – это совокупность норм, регулирующих правовой статус морских пространств.

Источники международного морского права.
Морские обычаи.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.
Национальное законодательство.

Внутренние морские воды.
1. Воды портов.
2. Воды заливов.
3. Изрез берега.
Юридический статус – полная юрисдикция прибрежного государства. Исключение – военные корабли.

Территориальные воды.
Полоска воды, шириной до 12 морских миль.
Институт преследования по горячим следам.
Институт мирного прохода.

Воды со смешанным режимом.
Исключительная экономическая зона – 200 морских миль.
Континентальный шельф.

Международные воды.
Открытое море – поверхность и толща воды. Правила: свобода судоходства, свобода экономического использования. Флаг корабля.
Район – морское дно. Запрет национализации района.

Международные проливы.
Черноморские проливы: Босфор и Дарданеллы.
Конвенции Монтрё 1936 г.

Международное воздушное право


Мельниченко Р.Г., Международное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/international-law
Лекция прочитана в г. Волгограде 11 декабря 2015г.
План лекции.
1. Введение в международное воздушное право: понятие, цели, принципы.
2. Источники международного воздушного права: Конвенции, обычаи, кодексы.
3. Национальная воздушная территория: регулярные, чартер, каботаж.
4. Семь свобод воздуха.
5. Правовой статус воздушного судна.
6. Международная воздушная территория.
7. Международная организация гражданской авиации.
Введение в международное воздушное право.
Международное воздушное право – совокупность норм, регулирующих использование международного и национального воздушного пространства. Цели: развитие авиационных сообщений и обеспечение безопасности полётов. Принципы: суверенитет государства над своим воздушным пространством, свобода для перелётов в международном воздушном пространстве, обеспечение международных воздушных перевозок.

Источники международного воздушного права.
Конвенции универсальные, локальные. Универсальные конвенции — Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго 1944), Конвенция ООН по морскому праву 1982г. Обычаи и национальное законодательство – Воздушный кодекс РФ 1997г.

Конвенции универсальные, локальные.
Универсальные конвенции — Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго 1944), Конвенция ООН по морскому праву 1982г.
Обычаи и национальное законодательство – Воздушный кодекс РФ 1997г.

Национальная воздушная территория.
Виды перелётов в национальной воздушной территории: регулярные, чартер, каботаж.

Семь свобод воздуха.
1. Транзитный перелёт. 2. Перелёт с технической посадкой. 3. Взятие пассажиров и грузов из страны регистрации воздушного судна. 4. Привоз пассажиров и грузов в страну регистрации воздушного судна.

Правовой статус воздушного судна.
Каждое воздушное судно должно иметь: удостоверение о занесении в регистр, удостоверение о его годности к полетам, надлежащие свидетельства на каждого члена экипажа, бортовой журнал, разрешение на бортовую радиостанцию, список пассажиров, манифест и подробные декларации о грузе.

Каждое воздушное судно должно иметь: удостоверение о занесении в регистр, удостоверение о его годности к полетам, надлежащие свидетельства на каждого члена экипажа, бортовой журнал, разрешение на бортовую радиостанцию, список пассажиров, манифест и подробные декларации о грузе.

Международная воздушная территория.
Пространство над открытым морем, Арктикой и Антарктикой. Воздушное судно, находящееся в международной воздушной территории, обладает признаком экстерриториальности.

Международная организация гражданской авиации.
ИКАО Международная организация гражданской авиации. International Civil Aviation Organization (ICAO)

Формы адвокатских образований (адвокатские фирмы)


Мельниченко Р.Г. Электронный учебник «Адвокатура» textbook.melnichenko.net/advocate
Содержание лекции.
1. Понятие форм адвокатских образований.
2. Адвокатский кабинет.
3. Адвокатское бюро.
4. Коллегия адвокатов.
5. Юридическая консультация.
Формы адвокатских образований — это первичная организация деятельности адвокатов, в которой они непосредственно осуществляют свою деятельность.
Адвокат, не состоящий в какой-либо из форм адвокатских образований, не имеет права заниматься адвокатской деятельностью.
Адвокат свободен в выборе формы адвокатского образования. В процессе своей деятельности он имеет право изменить вид организационной формы или перейти к такой же форме, но в другом составе. При этом не может быть ограничено место осуществления адвокатом своей деятельности.
Адвокат имеет право одновременно состоять только в одной форме адвокатского образования.
Четыре возможных формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.
Адвокатский кабинет — это организационная форма индивидуальной работы адвоката.
Учреждение адвокатского кабинета.
Работа адвокатского кабинета.
Ответственность адвокатского кабинета.
Адвокатское бюро — это организационная форма работы адвокатов, основанная на партнерских отношениях.
Учреждение адвокатского бюро.
Работа адвокатского бюро.
Ответственность адвокатского бюро.
Коллегия адвокатов является формой адвокатской деятельности по своей природе близкой к такой организационно-правовой форме, как Общество с ограниченной ответственностью.
Учреждение коллегии адвокатов.
Работа коллегии адвокатов.
Ответственность коллегии адвокатов.
Юридическая консультация является формой адвокатского образования, созданной в форме учреждения. Она создается адвокатской палатой для оказания юридической помощи неимущим слоям населения.
Учреждение юридической консультации.
Работа юридической консультации.

Принцип равенства в административном праве


Мельниченко Р.Г., Административное право: электронный учебник textbook.melnichenko.net/administrative_law
План лекции:
1. Понятие принципа в праве. Принцип равенства.
2. Исключения из принципа равенства.

«Принципы, презумпции и аксиомы в административном праве». На данной лекции будет рассмотрен принцип.
Понятие «принципа» — от. лат «первый». Принцип основная норма и лежит в основе всей юриспруденции.
В качестве важного и записанного в законе принципа рассмотрен — принцип равенства и представлен в виде весов.
Антиномичный термин для равенства – термин сегрегация. Сегрегация в праве существует, но несомненно преобладает принцип равенства.
Никакие принципы и нормы в праве не бывают абсолютны. Все равны, но есть «НО».
Исключения из принципов равенства.
Независимо от пола люди равны в административном праве. Исключения: беременные женщины и с несовершеннолетними детьми не подлежит аресту.
Независимо от своего физического состояния люди равны в административном праве. Исключения: инвалиды I и II группы не подлежат аресту.
Независимо от своего должностного положения люди равны в административном праве. Исключения: военнослужащие.
Люди, которые также не равны с остальными по должностному положению: политики, прокуратура, судьи, следователи.
Независимо от места жительства люди равны. Исключения: зарубежные миссионеры будут подвергнуты большему штрафу, чем отечественные в случае, если будут заниматься незаконной миссионерской деятельностью.
Принцип равенства – единственный принцип, зафиксированный в кодексе.
Подробный разбор некоторых групп лице не подлежащих к аресту в АП.
Пояснение принципа равенства независимо от места жительства: рассматривая миссионеров, под этим понимается, что если у человека, осуществляющего незаконную миссионерскую деятельность на территории РФ отсутствует гражданство РФ, то к нему будут применены другие санкции (выше сумма штрафа), нежели к гражданину РФ в такой же ситуации (штраф меньше).
Пояснение к иммунитету группе лиц: политики, прокуратура, судьи, следователи – эти люди являются неприкасаемыми в административном праве.
Практическая часть:
Основной вопрос: «Зачем женщине привилегии в административном праве?».