План лекции:
1. Понятие и виды правоотношений
2. Юридические факты и их классификация
3. Структура правоотношений
Пункт лекции №1: Правоотношения есть вид общественных отношений, установленных государством.
Правоотношения классифицируются по отраслям (например, конституционные — выборы, референдумы; уголовные, административные и так далее), по материальности/процессуальности, по времени (длящиеся — брак, одноразовые — переход на зелёный свет).
Пункт лекции №2: Юридические факты есть жизненные обстоятельства, устанавливающие, изменяющие и прекращающие правоотношения. Различие обычного факта («Я существую») и юридического заключается в наличии юридического подтверждения (наличие паспорта РФ значит, что Вы — гражданин РФ, например) последнего. Пример юридического факта, изменяющего правоотношения — брачный договор, а прекращающего — смерть человека.
Юридические факты делятся на действия и события. Действия полностью осознаны человеком, совершающим их, и могут быть правомерными и неправомерными (преступления и проступки). Наступление событий не всегда зависит от человека; они делятся на абсолютные (никак не зависящие от человека, коронавирус, например) и относительные (частично зависимые от человека, убийство во время драки, связанное с интоксикацией, например).
Юридические факты могут формировать юридический состав (минимум два факта). Иногда юридические последствия могут быть вызваны только юридическим составом, а не отдельными фактами (например, мужчина достиг 65 лет (событие) и обратился за начислением пенсии (действие), следствием стало получение пенсии).
Пункт лекции №3: Любое правоотношение обязательно состоит из трёх частей: объекта, субъекта и содержания. Объект — благо, из-за которого люди вступают в правоотношения (здоровье, пища, общение). Субъект — тот, кто вступает в правоотношения, физические и юридические лица (магазин «Магнит», церковь, государство). Может обладать правоспособностью (потенциальная возможность обладать правами и обязанностями), дееспособностью (способность своими действиями приобретать права и обязанности) и деликтоспособностью (способность человека причинить вред и подлежать юридической ответственности). Содержание есть права и обязанности (субъективные права и юридические обязанности).
Мельниченко Р.Г. Электронный учебник «Адвокатура» textbook.melnichenko.net/advocate
Содержание лекции.
1. Проблематизация финансирования адвокатуры.
2. Правила финансового поведения адвоката.
3. Соглашение об оказании адвокатской помощи.
4. Оказание адвокатской помощи за счёт государства.
Стрим Романа Мельниченко по теме интерактивного образования в парадигме системы «дрилз» — натаскивания.
План занятия:
1. Понятие «дрилз». 7:45
2. Дрилз как мнемотехника. 17:33
3. Дрилз как вживление. 38:28
Мельниченко Р.Г. Разработка и реализация интерактивного курса в высшей школе [Текст]: учеб. пособие / Р. Г. Мельниченко; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. образования «Волгогр. гос. ун-т», Каф. конституц. и муницип. права. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2017. – 128 с.
Пункт занятия №1: Понятие «дрилз»
Что такое «дрилз»? Этому понятию синонимичны слова дрессура, натас-кивание и зубрёжка. Суть дрилза напоминает использование дрели: мы берём одну точку и начинаем долго-долго в ней сверлить.
В педагогической науке разделяют понимание (антонимичное дрилзу) и зубрёжку. В XIX веке зубрёжка была отброшена, она приобрела негативную коннотацию. Появился лозунг «Не надо зубрить, надо понимать». Однако сей-час некоторые авторы пропагандируют мысль, что понимание невозможно без зубрёжки. Речь идёт о том, что зубрёжка – это первый уровень понимания. Т.е. понимаем мы через концепты. На примере слова «трансцендентальный»: чтобы понять его, необходимо выучить это слово. Когда зубрёжка стала негативным явлением с точки зрения социальной оценки, то люди перестали зубрить, а в результате – перестали понимать.
Дрилз – неологизм, по сути замещающий слово зубрёжка.
Признаки дрилза: мало, мало, много.
1-ое «мало»: здесь идёт речь о небольших фрагментах, блоках информации. Нельзя дрильзить большие объёмы материалов, например, идею Платона о двух мирах или идею Гегеля о мировом духе, поскольку это невозможно.
2-ое «мало»: на дрилз необходимо выделить небольшой промежуток времени.
«Много»: необходимо много раз повторить заучиваемый материал, обыграть ту ситуацию, которую требуется запомнить.
Далее пойдёт речь о двух типах дрилза.
Вопрос от пользователя программы YouTube: Как понять, что объём превышен? Только по опыту или есть какие-то общие рекомендации?
Ответ Мельниченко Р.Г.: Да, по опыту. Причём по персональному опыту, потому что все люди индивидуальны, некоторые запоминают информацию очень быстро, поскольку обладают фотографической памятью – им легко запомнить довольно большие объёмы текста, некоторые – наоборот очень медленно, запоминая буквально по одному слову.
Пункт занятия №2: Дрилз как мнемотехника
Мнемотехника – это техника запоминания, т.е. дрилз используется для за-поминания. Существует два способа запоминания:
1. Техника связывания, заключающаяся в связывании новой изучаемой ин-формации с уже имеющимся багажом знаний
2. Техника дрилза, где берётся небольшой фрагмент (концепт), иногда со-стоящий из одного слова или же словосочетания, раскрывается его смысл и затем всё вместе повторяется. Т.е. в течение 30 секунд нужно проговорить некоторые количество раз определённую фразу.
Примером техники дрилза может быть запоминание юридических аксиом. В их запоминании может помочь метод ассоциаций и раскладывания слов на ча-сти.
Вопрос от пользователя YouTube: Можно ли расширить возможности для дрилза путём тренировки?
Ответ Мельниченко Р.Г.: Память такая штука: когда её тренируешь, то автоматически тренируется и кратковременная и долговременная память. Если обратиться к истории образования, то раньше были такие времена, когда застав-ляли просто вызубривать, например, в религиозном образовании. Суть этого процесса заключается в том, что мышление нельзя включить без памяти. Мышление – создание новых смыслов.
Пункт занятия №3: Дрилз как вживление.
Существует деятельностный подход Л.С. Выготского: «Можно обучиться только делая». Смысл фразы раскрывается так – производя что-либо, ты этому обучаешься. При повторении действия определенное количество раз, наступает момент, когда они внедряются в практику и моторику человека. Дрилз как вживление в опыт связан уже не столько с памятью, сколько с механикой чело-века.
Вопрос от пользователя YouTube: Как запомнить налоговый кодекс?
Ответ Мельниченко Р.Г.: Если бы передо мной стояла эта задача, я бы за-поминал так: взял бы оглавление и задрилзил его, т.е. то что концептуально есть в этом кодексе. И в начале, где даются определения, выучил бы глоссарий. В остальном попытался бы понять сам кодекс. Я бы пошёл от административного права, т.к. налоговый кодекс является видом административного права. И при-крепил уже известную мной информацию об административном праве к налого-вому. А в самом кодексе я бы выявлял какие-либо особенности правового регу-лирования и ритуалы.
1. Регулирование отношений по личному найму до XIX века
2. Формирование законодательства о труде в XIX – начале XX веков
3. Советский этап развития трудового законодательства
4. Трудовое право в современный период
Участники:
Эксперт в области трудового права Шавин Василий, преподаватель Мельниченко Роман Григорьевич и аудитория в YouTube.
Введение
24 мая 1835 г – было принято положение об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми. Это первый нормативный акт, который регулировал трудовые отношения между рабочими и хозяевами фабричных заведений.
Регулирование отношений по личному найму до XIX века
В древних государствах рабочую силу представляли рабы и свободные люди, которые нанимались для выполнения определенных работ. Поэтому в Древней Греции и Древнем Риме были разработаны нормы регламентирующие договоры личного найма. Были разработаны два важнейших принципа этих договоров:
1. несамостоятельность этих договоров (работник подчиняется работодателю);
2. личное выполнение работы.
Все эти договоры не выделялись в отдельную отрасль, а входили в состав гражданского права.
Толчок развития трудового законодательства – первая промышленная революция. Предпринимателям нужно было больше рабочей силы, и приходилось как-то ее регулировать.
Первые законы регулировали детский труд.
Нормативные акты, начиная с русской Правды, начинали предусматривать договоры личного найма.
В России крепостное право сдерживало развитие отдельной отрасли – трудовое законодательство.
Тезисно ответы на вопросы: советский этап в праве нетипичен как в плане развития, так и в сравнении с международным правом; работник – это лично свободный человек, а раб – собственность хозяина; в Древнем Риме было два договора найма – трудовой договор (продается труд за вознаграждение) и договор подряда (продается некое ограниченное количество труда); работником нанимался свободный гражданин.
Формирование законодательства о труде XIX-начале ХХ века
Для урегулирования рабочего вопроса создавались специальные комиссии.
Первый нормативный акт, который можно относить в полной мере к трудовому законодательству – 1 июня 1882 г «О работе малолетних» (ограничили возраст детского труда). Наше законодательство называлось фабричным законодательством. Запрещение ночной работы подросткам и женщинам.
3 июля 1886 года – «О найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». Этот закон ввела фабричная инспекция.
1903 г – акт о вознаграждении потерпевших в следствии несчастных случаев на производстве.
Устав о промышленном труде – 1913 г. (4 раздела: надзор за промышленными предприятиями, условия труда, взыскания за нарушения трудового законодательства, возмещение вреда при несчастных случаях на производстве). Первый кодифицированный акт в сфере труда был создан в России.
Тезисно ответы на вопросы: регулирование между фабрикантами и помещиками; отношения личного найма (о трудовом отношении речи не шло); запрет на ночную работу – ограничение принципа свободы договора; ситуация неравенства не всегда справедлива, правила диктует тот работник, который находится в дефиците.
Советский этап
Был принят декрет о 8-часовом рабочем дне.
1918 г – принят кодекс законов о труде. Первая глава – трудовая повинность – все должны были работать (кроме детей, стариков, инвалидов).
Конституция 1936 года и 1977 года (право на труд – гарантированная работа с гарантированной зарплатой) – «кто не работает, тот не ест».
Тезисно ответы на вопросы: советское законодательство было очень качественным (у советских норм была очень хорошая проработка); ассоциации рабочих – профсоюзы (есть единство, есть ресурсы, сила, влияющая на власть).
Современное состояние трудового законодательства
2002 год – принят новый трудовой кодекс. В трудовом кодексе написано столько гарантий прав работников, что их невозможно все соблюдать. Перестала выполняться производственная функция трудового права.
2013 год – нормы о дистанционной работе. Расширение до удаленной работы в будущем.
Орёл и Решка. Ивлеева VS Бедняков (Heads and Tails. Ivleeva VS Bedniakov)
Орел и Решка: все, что не вошло в основной монтаж выпусков собрано здесь! На что готова Настя Ивлеева ради рейтингов, а Андрей Бедняков наоборот — просит не снимать. Откровения и впечатления ведущих! Вы увидите озеро Комо с таинственными сокровищами, детские воспоминания Андрея Беднякова, вспыхнувшие в штате Монтана и узнаете почему так сложно пришлось Насте в Бухаресте. Ведущие шли на все ради съемок, даже на встречу со свирепым гризли. Приятного просмотра!
#настюшкуврешку
Друзья, напоминаем, что съемки проводили до того, как распространилась пандемия COVID-19. Берегите себя!
Орёл и Решка. Морской сезон/По морям-3 (Heads and Tails. Sea Season 3) в золотом сердце Объединённых Арабских Эмиратов — городе Абу-Даби (Abu Dhabi, United Arab Emirates). Благодаря Алине Астровской и Коле Серге мы побываем на соколиной охоте, увидим личную коллекцию автомобилей сына шейха Заида, прокатимся вдоль побережья на белом арабском скакуне и поучаствуем в торгах на верблюжьем рынке.
Орёл и Решка. Перезагрузка приехали в Сеул — столицу Южной Кореи! Южная Корея — один из мировых лидеров в области высоких технологий, здешние пластические хирурги считаются лучшими в мире. В конце-концов именно корейцы подарили человечеству фронтальную камеру на телефонах и такое явление как «селфи»! В этот уик-энд Антон Птушкин покажет вам как правильно есть живого осьминога, сходит на консультацию в клинику пластической хирургии, посетит антистресс-кафе с милыми животными и известное кулинарное шоу «Nanta». Настя Ивлеева откроет для бюджетных туристов корейские бани, где можно отдохнуть, поработать, пройти множество СПА-процедур и даже переночевать! А еще познает особенности корейского менталитета в парке какашек!
#orelireshka #орелирешка #орелирешкаперезагрузка
Моя поездка в Монголию пролегала через пустыню Гоби и бездорожье в единственный город — Улан-Батор и была максимально экстремальной.
Как живут люди в стране, где до сих пор всего 3 асфальтовых дороги на всю страну, многие живут посреди пустыни с верблюдами. Чтобы не замерзнуть зимой некоторым приходится рыть самодельные кустарные шахты, откуда иногда не возвращаются. Деревья в этой стране почти не растут.
Я побывал в пустыне, шахте, юрте и в крупнейшем городе — столице Улан-Батор.
За три дня я должен буду проехать 1500 километров на УАЗике — Буханке от границы России с Монголией до столицы Монголии Улан-Батора, чтобы успеть на самолет.
При этом я никак не разрабатывал маршрут, кроме того, что тупо проложил его в навигаторе. При этом дорога предстоит через пустыню Гоби, через заснеженные горы, через степи.
Это как люди живут из самой МАЛО населенной страны во всем мире.
Попробуйте освоить новую профессию с Яндекс.Практикумом — ya.cc/t/PkFk_aD2DdZuf
Конкурс завершен. Наши победители: Константин Шакиров, Рус Д, Станислав Железнов. Поздравляем!
Закрытая подборка фильмов в Okko (18 ) о тех, кто живёт вне закона, а также 45 дней подписки Оптимум за 1 рубль по промокоду 333777
Переходите по ссылке: okko.tv/s/kriminal
Если у вас появятся вопросы, как активировать промокод, напишите в чат на okko.tv